Что значит быть навигатором операционной эффективности, рассказал инженер СТЗ Сергей Хмелев
Каждое утро, приходя на своё рабочее место, инженер управления оборудования Северского трубного завода Сергей Хмелев задаёт себе один и тот же вопрос: «Что мне нужно сделать сегодня для повышения эффективности моей работы?» От ответа на этот вопрос завиит многое, в том числе, рост показателя эффективности работы нашего завода,
ведь Сергей Сергеевич является также навигатором операционной эффективности Трубной металлургической компании в своём подразделении.
Использовать ресурсы эффективно
Вот уже год на предприятиях ТМК реализуется масштабная программа по управлению результативностью. Цель её – существенное увеличение по отношению к факту прошлого года одного из показателей прибыли компании. И один из инструментов достижения цели – повышение операционной эффективности – показателя того, насколько эффективно компания использует свои ресурсы.
На каждом предприятии компании открыты портфели проектов по важным направлениям деятельности – сбыт, снабжение, логистика, планирование производства и т.д. Сергей Хмелев отвечает за закупку оборудования и материалов для всех подразделений СТЗ.
– Мы должны эффективно организовать процессы, которые позволят либо снизить затраты на приобретение оборудования, либо повысить рентабельность оборудования, либо
увеличить эффективность производственных процессов в тех областях, где происходит внедрение улучшений.
Купить дешевле, не значит сэкономить
Гарантия большей прибыли при закупках – это, конечно, снижение затрат. И дело тут не только в цене приобретаемого агрегата. Задача навигатора операционной эффективности–улучшить его совокупную стоимость владения, которая включает первоначальную цену покупки, текущие лицензионные сборы, техническое обслуживание и ремонт, а также расходы на установку, обучение персонала и последующую техническую поддержку. Эти расходы могут составлять значительную сумму в течение всего срока службы агрегата. Поэтому важно просчитать каждый шаг: транспортную составляющую, удалённость поставщика, наполненность конкурентной среды, привлечение альтернативных поставщиков, а также учесть, кто кому нужнее–поставщик заводу или наоборот, применение разных методов переговоров и т.д.
Старт пришёлся на непростое время
Опыт и знания Сергея Хмелева позволяют ему принимать действительно эффективные решения. Кстати, с начала работы проекта на СТЗ все его предложения были одобрены и приняты руководством, внедрены в работу. Он знает, с чем имеет дело. С 2007 по 2014 год Сергей Хмелев работал мастером в Полевском техническом сервисе (сейчас – «ТМК ТехСервис»), затем прошёл хорошую школу в компании «Русагро», где научился работать с системой принципов и способов организации операционной эффективности.
– Уже на старте проекта я знал, в каком направлении нужно двигаться,– говорит он.– И хочу отметить, что стартовали мы в непростое время – начало СВО, введение санкций сильно отразились на поставках импортного оборудования и материалов. Но при всём этом поставленную цель – сэкономить 124 млн рублей – нам удалось перевыполнить. СТЗ занял первое место среди всех заводов ТМК по проекту «Нецентрализованные закупки».
Сергей Хмелев:
– С уровня ущерба в размере 89 млн рублей за пять месяцев работы программы повышения операционной эффективности мы достигли показателя 144 млн рублей.
«Мы поняли, как переиграть рынок»
– Пройдя экватор в августе 2022 года, мы чётко поняли, в каком направлении двигаться, как работать дальше. И после этого у нас пошла положительная динамика показателей эффективности. Мы поняли, куда идёт рынок, как его переигрывать, какими методами пользоваться,– продолжает Сергей Сергеевич.
С начала работы программы было проведено порядка 90 мероприятий, направленных на повышение эффекта экономии. Для разработки мероприятий рабочие группы, в состав которых входят специалисты отдела продажи, закупки, подготовки производства и т.д., проводят совещания на производственных площадках с участием рабочего персонала, рассматриваются и учитываются предложения всех участников рабочего процесса.
Так, в живые деньги превращаются и отработанные материалы или оборудование, хранящееся в цехе, но уже списанное и не имеющее ценности для предприятия. На него находится покупатель и заключается взаимовыгодная сделка.
Сергей Хмелев:
– В рамках проекта «Внутренняя логистика», где я также выполнял работу навигатора, было реализовано мероприятие по наполнению вагонов в ТПЦ № 1. Мы проанализировали объём наполнения вагонов готовой продукцией перед отправкой и поняли, что в этом направлении тоже есть потенциал для улучшений. Мы разработали мероприятия по улучшению статической нагрузки вагонов, подготовили регламентирующие документы, предписывающие формирование пакетов по количеству труб и т.д. И таким образом увеличили статнагрузку на вагоны, что также принесло предприятию экономический эффект.
«Важно, чтобы все участники процесса принимали изменения»
Важные шаги для достижения поставленной цели, по убеждению Сергея Хмелева, – это правильно поставленные задачи, работоспособная команда, применение инструментов бережливого производства.
– Дело в согласованности между руководителем, навигатором и всей командой предприятия,– говорит он.– Очень важно, чтобы работники подразделений принимали происходящие изменения, потому что самое сложное при введении новых организационных моментов, нового алгоритма действий,– это работать с людьми, которые не хотят ничего менять.
За три месяца этого года командой, работающей над программой улучшения операционной эффективности, уже проведено 22 мероприятия, которые дали свой экономический эффект. На очереди – реализация новых проектов, которыми уже наполнены портфели программы на 2023 год.
Оксана Жаворонкина
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.