Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

40 лет. История художественной школы в эпистолярном жанре

Письма… Они, конечно, электронные. И почтовый ящик – никакой вам не ящик, а набор букв и знаков. И нет почтальона с сумкой, а только интернет всемогущий… Но я всё равно открываю  каждое письмо, как конверт, в котором лист бумаги. Письмо. Послание. Издалека, из прошлого. К юбилею. 

Юбилейные даты – это всегда подведение неких итогов и воспоминания. Что они помнят, наши выпускники, о школе?

Никита Банников, выпуск 2016 года:

– Это огромный пласт воспоминаний о событиях, которые произошли в художке и остались в памяти надолго. Все эти ламповые посиделки, оживлённые беседы, выдающиеся проекты, вроде нашего с парнями фильма для девочек. Тут, в художке, было много шуток, наших, непонятных другим людям – про лопату и карьер, про переход художников на красный свет, про пацанский бег, да много чего ещё. Тут мы могли с нетерпением ждать Сёму, приходящего за полчаса до окончания урока. Могли бежать во время десятиминутной перемены в магазин за едой. Могли переиначивать известные картины на свой лад, загорать не на юге, а на пленэре. Могли всем классом петь песни и рассказывать стихи. Могли превращать весь класс в большой форум для обсуждения определённой темы. Тут можно было отметить день рождения, устроить фотосессию, даже в прятки сыграть. Акварель, гуашь, кисть и карандаш.

Как прежде уже не будет. Ваш Никита Олегович в зелёных штанах.

«Разглядеть ли с птичьего полёта переулки, углы, дворы, скамейки, которые есть судьба? Те кусочки планеты, за которые уцепилась твоя жизнь. С ними навсегда связаны сделавшие тебя  миги… мимолётности – их только и вспоминаешь, они только и оказываются важны». 

Пётр Вайль

Ксения Сырова, выпуск 2015 года:
– Просмотр (на верхнем фото — ред.) – это всегда так волнительно и страшно. Ожидание в коридоре в полной тишине за закрытой дверью кабинета ещё больше усугубляло обстановку. Через какое-то время весь педагогический состав спускается вниз со второго этажа, и звучат самые страшные слова: «Поднимайтесь, просмотр окончен». Ты заходишь в кабинет, собираешь свои работы и ждёшь, когда преподаватель озвучит оценки. Теперь я работаю в художественной школе, впереди меня ждёт первый просмотр в роли преподавателя, который говорит ту самую страшную фразу… На фото (слева направо): преподаватели Александр Ефанов, Анна Удалова и Екатерина Пестова на просмотре работ учащихся после окончания первой учебной четверти 2021–2022 учебного года

Светлана Фёдорова, 29 лет была директором ДХШ, сейчас преподаватель ДХШ:

– Доски, батареи, столы, стулья, мольберты, планшеты, бумага, краски, кисти – вы думаете, что это набор слов? Как бы не так, так начинается художка. 1985 год. Проваливались полы в кабинетах. Зимой в классах температура +8 градусов. Дети рисовали в куртках, шапках и перчатках, но с таким  удовольствием, так самозабвенно… Участвовали в конкурсах и радовались любой маленькой победе.

А ещё проводили праздники. Новый год дети особенно ждали: готовили спектакли, шили кукол для кукольного театра. Любимый буфет «Курьи ножки» выпускники первых лет до сих пор помнят…»

Анна Удалова, выпуск 1989 года, преподаватель ДХШ:

– Художка для меня всегда была территорией комфорта, местом особого притяжения, можно сказать, творческой семьёй. А какие праздники были в художке! Собирались всей школой вместе с родителями. Домашние пироги, игры, конкурсы, концерты. У меня любимым праздником был Новый год. С живой ёлкой, Дедом Морозом (Вера Павловна) и Бабой-ягой в исполнении директора Светланы Николаевны…

Виктор Непомнящий, выпуск 2008 года:

– В художественной школе мне запомнилось, как мы  делали картину из… драпа. Никогда раньше я и подумать не мог, что из ткани можно методом подбора, тактильных ощущений собрать картину. Для меня было открытием то, что работу можно не только увидеть, но и ощутить плотность и фактуру ткани глазами и руками, параллельно осознавая историю каждой ткани и её дальнейшую судьбу…

Екатерина Григорьева, выпуск 2013 года: – Запомнился Арбузник! То есть мы сперва рисовали натюрморт с арбузом – последний привет ушедшего лета, а потом все дружно ели его

Николай Денисов, выпуск 2016 года:

Одним из самых запоминающихся случаев в ДХШ стал поиск восковых свечей по всему городу для батика. Это было очень забавно, поскольку до конца занятия оставалось 20 минут, а мы носимся по городу и ищем свечи…

Наталия Грабовская (Желтышева), выпуск 1986 года:

– Помню деревянные полы, а также самовар и чугунки, которые мы несли со свалок, когда ходили на пленэр в Далеки, и парафиновые покусанные яблоки…

Вадим Кельин, выпуск 2016 года:

– В голове мелькают разные времена года. Осень связана с опозданиями на уроки истории искусства, зима с валяниями в сугробе в парке за школой, весна с рассказами Веры Павловны, лето с жарой пленэрных дней. Когда я был учеником, для меня был важен весь мир художественной школы…

Письма – веером по столу, в голове – калейдоскоп картинок-воспоминаний, и из этого разноцветного мелькания, из этого разноголосого звучания внезапно вырастает главная тема.

Ирина Сутягина, выпуск 1989 года:

– На мой взгляд, самое важное в художественной школе – это атмосфера, вайб, как говорит молодёжь. Она создаётся преподавателями и детьми. Казалось бы, что особенного в старых стенах бывшего техникума? А они за годы напитались взрывами детского смеха (знаете, таким, как пузырьки в газировке, которую резко открываешь) от собственных шуток и доброго подтрунивания учителей, топотом детских ног, спешащих к мольбертам, шелестом бумаги и взволнованным шёпотом на просмотрах.

Виктор Непомнящий: – Для меня художественная школа всегда была храмом тишины. Учитывая, что в классе 30 девочек, это звучит странно, но когда ты начинаешь писать или делать штрихи, всё вокруг тебя замирает, и только спустя время я понял, как это было важно для меня…

Владимир Родыгин, выпуск 2018 года:

– Лично мне очень сильно нравилась спокойная атмосфера. Помню это ощущение, когда  приходишь в художку после хождения по шумным коридорам основной школы. Это одна из тех вещей, из-за которой я никогда не забуду обучение в ДХШ.

Ульяна Санникова, выпуск 2018 года:

– Атмосфера в художественной школе – самая главная составляющая для хорошей работы художника.

Из чего, спрашивается, как она делается, эта атмосфера? А вот из всех этих мелочей, «мимолетностей, сделавших тебя». Из «нужных слов, сказанных учителем в трудные творческие моменты». Из того,что на уроках рисования… читали книги.

Елизавета Силина, выпуск 2015 года:

– Мне очень нравилось, как Анна Владимировна в изостудии читала нам сказки, рассказы и предлагала пофантазировать на описываемую в произведении тему. Это было то, что нужно, для начинающих художников с ярким воображением.

Надежда Бойко (Пролубщикова), выпуск 2000 года:

– Уроки даже в художественной школе иногда превращались в рутину. И, кажется, Вера Павловна, наш педагог, хорошо это понимала. Вот помню, пришли мы, сели за мольберты, рисунок, натюрморт, очередной кувшин. Мысли вроде вот таких: «Ну вот, опять же сейчас «огурцы» вместо эллипсов будут получаться». Но Вера Павловна достаёт книгу, садится и начинает читать вслух… Урок пролетел незаметно, «огурцы» были исправно превращены в овалы, но как же хотелось слушать ещё и ещё! И чтоб урок не заканчивался.

Из трепета в ожидании результатов Просмотра – рисунки разложены на полу, туда заходят суровые учителя, и – приговор, ссылка, казнь?

Василиса Фомич, выпуск 2019 года:

– Знаете, когда до просмотра два дня, а из десяти работ каждая готова только наполовину, сложно не сблизиться на фоне общей паники… Может, на нашу дружбу повлияла и сама атмосфера художки: уютная, тёплая, творческая. Маленькие кабинеты, которые заставляют вас быть ещё ближе, совместные прогулки до кулера (стаканчики не выкидываем!), тихие разговоры между собой и неуклюжие попытки пристроиться куда-нибудь с едой в первом классе – чтобы чувствовать себя совсем как дома в пятом, забыв о всякой неловкости… Я многому научилась за эти восемь лет, и не только рисованию.

Хотя и рисованию, конечно, тоже. Мне множество раз пригождались навыки выстраивания композиции, подбора цветов и в целом понимание того, как работает визуальное искусство. В этой особой атмосфере рождалось это невероятное умение – переводить свои мысли в образы.

Беда с этой самой атмосферой – все её ощущают, помнят, но она никак не поддаётся  формулировкам – эфемерная субстанция, остаётся только этак плавно поводить руками в воздухе… Атмосферу начальству не предъявишь. Ему требуются результаты. Но. Атмосфера, как это ни парадоксально,– она же и есть почва, из которой результаты произрастают.  А за результатами – это, пожалуйста, к директору.

Роза Абдулгужина, выпуск 1986 года: – Очень запомнились пленэры в июне. Краски летом сочные, пейзажи живые, и вдруг начинается мелкий дождик. И в этом Владимир Александрович Фёдоров видел удачу – прищурится, посмотрев на картину, и говорит: «Очень интересно получается, когда размыто дождём». По пути с пленэра шли и присматривались к ящерицам, к кошкам, пруду, небу. Всё это помогало развиваться нам гармонично, не спеша

Ирина Юровских, директор ДХШ:

– В сентябре 1981 года в художественной школе приступили к занятиям два преподавателя и 55 учеников. Сегодня наша школа – это современное образовательное учреждение в сфере искусства, где занимается более 600 учащихся. За 40 лет нашу художественную школу окончили 1206 выпускников.  Не все из них связали свою жизнь с искусством, но главный урок – урок творческого мышления – они усвоили хорошо.

40 лет работы – почти 2000 выставок, участие в 1240 конкурсах, 25 масштабных творческих проектов! Работы учеников и преподавателей ДХШ были представлены гостям и жителям разных городов, регионов России, стран мира (Белоруссия, Чехия, Казахстан, Кипр,  Азербайджан, Армения, Франция, Польша и др.).

Более трети выпускников, опробовав свои силы в конкурсах и фестивалях, заслуженно получив высокую оценку своим способностям и поверив в себя, пошли учиться творчеству дальше в профильные учебные заведения. В этом заслуга наших преподавателей. Ведь за каждой маленькой победой ученика стоит большой труд учителя.

Несомненно, школа – это организм, в котором ценна роль каждого. Благодарю за работу весь коллектив школы, включая администрацию и технический персонал, чей труд не всегда заметен, но очень важен для нас. Спасибо нашим учащимся за их любовь к рисованию. Спасибо родителям, бабушкам и дедушкам за поддержку творческих стремлений детей и внуков. Большие слова благодарности всем нашим руководителям, спонсорам, партнёрам, друзьям, коллегам за сотрудничество, внимание и заботу, за помощь во всех проявлениях.

Желаю всем здоровья, вдохновения, чтобы стены нашей школы по-прежнему оставались тем местом, где каждый способен получать, дарить, делиться, творить, развиваться, взрослеть и просто радоваться!

Помечтаем о том, что свой 50-летний юбилей Детская художественная школа встретит в новом, большом 3-этажном здании с современным оборудованием и материалами. Ведь нельзя не согласиться с французским философом Дени Дидро: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».

Ну вот, поставили среди фрагментов, обрывков, осколков воспоминаний юбилейный Монумент достижений. Полюбовались, приосанились и… снова перед глазами «те кусочки планеты, за которые уцепилась твоя жизнь». 

Дети обычно приходят в «художку» в младших классах или сразу после них. Они начинают с самых элементарных вещей — учатся держать кисть и карандаш, получают первое представление о цветах, перспективе и пропорциях. Постепенно детская мечта о творчестве либо разбивается о необходимость каждодневного труда, либо линии обретают твердость и точность, а глаз становится «художественным». Так появляется художник.

Василиса Фомич:

– Во втором классе я решила, что хочу стать модельером. Статьи в Интернете сказали мне, что для этого непременно нужно закончить художку – так я и оказалась сначала в изостудии, потом в подготовительном классе, а потом проучилась ещё пять лет… Модельером я, правда, в итоге не стала, но о своём решении пойти в художественную школу ни разу не пожалела.

Здесь я встретила одних из самых прекрасных людей в моей жизни. Если говорить серьёзно, то мне действительно страшно представить, что я могла придумать себе другую будущую профессию и не пойти в художественную школу вообще.

А знания, полученные на уроках истории искусств, помогали мне в самых разных ситуациях: при подготовке к ЕГЭ, на олимпиадах, во время написания эссе (иногда даже не связанных с изобразительным искусством напрямую) и просто в жизни, потому что на самом деле мы не только учили фактический материал, но и  рассматривали искусство в контексте истории и мировоззренческих изменений, которые влияли на появление того или иного стиля, жанра. Глубокий анализ произведения  искусства предполагает не умение буквального описания «что мы видим на картине», а умение прочитать и интерпретировать смыслы, заложенные автором – и здесь не обойтись без обращения к религии, философии, психологии… Чтобы понимать искусство, нужно понимать саму жизнь. Недавно на визуальной антропологии мы говорили о том, что восприятие – это процесс активного вычерпывания информации, чему мы и научились на уроках истории искусств. Мы научились мыслить – за что спасибо Ольге Игоревне.

Елизавета Силина:

– Ольга Игоревна подавала материал по истории искусств так, что каждый раз мы шли на этот предмет с огромным интересом и горящими глазами. Нравились и дискуссии, которые завязывались в ходе изучения различных тем.

Ирина Сутягина:

– Ольга Игоревна  Доброва – она та, самая важная, Ситуация, которая со мной случилась. Я боялась пропустить уроки истории искусств, потому что Ольга Игоревна так сочно рассказывала о художниках, эпохах, жанрах, что мне всегда было мало встреч с нею. Я голодала без её уроков. Это правда. Моя Ариадна Игоревна, она таки вложила мне ту нить в руки, бросить которую я уже не смогла. Естественно, я поступила на факультет искусствоведения и культурологии УрГУ.

Художка – «место особого притяжения». Как планета. Наши преподаватели, владея бесценным сокровищем – художественным образованием, где только ни работали: Екатерина Валерьевна  Пестова – на СТЗ, Виталий Владимирович Шевелев – в спецподразделении, Александр Сергеевич Ефанов – на телевидении, Александр Георгиевич Пеленев – в «Роспроекте», но все в конце концов оказались в художественной школе, составив уникальный коллектив.

Света Абатурова, выпуск 1986 года:

– Когда-то моя школьная подруга решила поступить в художественную школу и позвала меня с собой, так сказать, за компанию. Чтобы ей было не так одиноко. Согласившись, я и представить не могла, как это предопределит всю мою дальнейшую жизнь. Судьбу. Сначала художка стала моей второй школой. Позже – вторым домом. Ныне эта выпускница – преподаватель Светлана Анатольевна Матвеева, и хочется продолжить: «А сейчас она оказалась второй… планетой».

Так вот, разглядеть ли с высоты птичьего полёта, с высоты прожитых лет те разноцветные нити  событий – встреч – разговоров, из которых причудливо ткётся покрывало судьбы? Эти «кусочки планеты с приставшими к ним обрывками тебя»? Разглядеть ли? Сосчитать ли? Если считать по датам – то полжизни, а если по сути – то вся моя жизнь здесь, на планете по имени Художка…

Ольга Доброва

Фото предоставлены ДХШ

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться новостью в соцсети
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.