Системный подход и 4,2 миллиарда на экологию
Экологическая повестка становится все более важной для россиян. Людей, живущих бок о бок с промышленными предприятиями, все меньше устраивает качество воды и воздуха вокруг них. В то же время не каждое производство заинтересовано в затратах на модернизацию: зачастую штрафы за превышение выбросов обходятся значительно дешевле, чем установка новых очистных сооружений. Однако на Урале есть предприятия, которые даже при этих условиях стараются сокращать свое воздействие на природу. ТМК в конце прошлого года обновила свою экологическую политику, ориентируя ее на экотехнологии и снижение потребляемых ресурсов.
«Сейчас все шлаки завода перерабатываются в стройматериалы»
Технологические процессы металлургических заводов сопровождаются образованием промышленных отходов, сточных вод и выделением выбросов в атмосферный воздух. Как объясняет главный эколог Северского трубного завода Вадим Озорнин, с последней проблемой справляются современные системы газоочистки, эффективность которых достигает 98-99%, что позволяет заводу работать, не превышая определенных Росприроднадзором и Роспотребнадзором предельно допустимых нормативов.
«Пять лет назад мы запустили непрерывный стан для изготовления бесшовных труб по немецкой технологии FQM. Степень очистки воздуха после него — 99%. Сталеплавильное производство мы обновили еще в 2008 году: раньше плавили в „мартене“, снег вокруг цеха был весь рыжий. Сейчас белый, эффективность газоочистки — 98%», — рассказывает Озорнин.
Более заметная экологическая проблема сталеплавильного производства — постоянно образующийся в процессе шлак, который нельзя отфильтровать, как воздух. В начале 1990-х годов объемы накопленного мартеновского шлака составляли более 2 млн тонн, под который была отведена территория площадью более 20 гектаров. В 1996 году шлаковый отвал стали постепенно разбирать. С помощью дробильно-сортировочного комплекса (ДСК) «горы отходов» начали перерабатывать в продукцию, востребованную в дорожном строительстве. К 2010 году техногенное образование, которым считался шлаковый отвал, полностью ликвидировано.
«В чем отличие металлургического шлака? В том, что в нем есть металлические включения в виде сростков металла и шлака, корольков и скардовин. И перед его отправкой в дробильно-сортировочном комплекс такие включения нужно извлечь. В ДСК шлак дробится на разные фракции, сортируется и уходит на продажу», — объясняет Вадим Озорнин. Получившийся продукт продается как строительный материал и используется для дорожного строительства.
«Шлаковая продукция прошла самые разные исследования: изучались ее физико-химические свойства, радиологические показатели. Завод заявился на добровольную сертификацию этого материала и получил необходимые документы и экспертные заключения», — добавляет он. Сейчас весь объем текущих шлаков от сталеплавильного производства перерабатывается в шлаковый щебень и расходится в летний строительный сезон.
Специалисты завода, изучив мировой опыт в части обращения с отходами, выяснили, у каких материалов, образующихся в результате деятельности предприятия, есть целевой потребитель. И, получив необходимые документы в Росстандарте и Роспотребнадзоре, перевели отходы в побочную продукцию.
Все это позволяет не только экономить деньги, но и снижает нагрузку на окружающую среду. Еще пять лет назад в результате производственной деятельности Северского трубного завода ежегодно образовывалось более 400 тыс. тонн отходов, которые нужно было где-то размещать. В 2019 году объем образования отходов составил всего 10 тыс. тонн, а выручка от продажи побочной продукции из этих отходов — более 70 млн рублей.
«В год выходит несколько тонн мусора, который не попадает на свалки»
Сложнее организовать работу с менее однородными отходами: пластиком, полиэтиленом и полипропиленом. Как рассказывает заместитель начальника службы экологии СТЗ Юлия Жукова, для решения этой проблемы на заводе организован раздельный сбор и накопление отходов. Еще в 2013 году, до того как такую задачу поставили на федеральном уровне в рамках «мусорной реформы», на заводе начали внедрять раздельный (дуальный) сбор отходов, используемых в качестве вторсырья — бумагу, картон, отработанные масла и различные виды пластиков.
«Пленка от упаковки расходных материалов, бутылки, использованные каски: все это сортируется и прессуется прямо на территории предприятия нашим субподрядчиком. Переработчики с удовольствием забирают это в качестве вторичных ресурсов и делают из этого те же самые бутылки, пакеты и другую продукцию, — комментирует Жукова. — В год выходит несколько тонн мусора, который в итоге не попадает на свалки и не закапывается в землю».
В особом порядке на СТЗ ведется работа с ртутьсодержащими отходами (отработанными лампами, термометрами, приборами, относящимися к 1 классу опасности). Их невозможно переработать, а следует направлять на утилизацию. На заводе для их накопления отведено специальное помещение, ведется строгий учет движения опасных отходов. Раз в квартал отходы направляются на обезвреживание к специализированному подрядчику.
50 гектаров прудов
В последние годы на СТЗ прошла масштабная реконструкция производства, целью которой стало не только увеличение выпуска стали и труб, но и обеспечение экологической безопасности технологических процессов. У современного непрерывного стана есть свой блок очистных сооружений, где используется технология «нулевого» сброса, а объекты водоподготовки нового термоотдела позволяют повторно использовать 20 млн кубометров воды в год, не забирая ее из поверхностных источников.
При этом градообразующему предприятию Полевского приходится обеспечивать весь город качественной холодной водой, поставлять жителям его северной части тепло и горячую воду, а также принимать от населения хозяйственно-бытовые сточные воды. Исторически предприятие выполняет функцию «Водоканала» в городе. Но если промышленные стоки достаточно очистить от неорганических соединений, пропуская через блок очистных сооружений, то хозяйственно-бытовой сток проходит многоступенчатую систему водоочистки.
«Завод находится в верховьях реки Чусовая: за нами Ревда, Первоуральск и Екатеринбург, для которого это один из источников водоснабжения. Поэтому к водосбросу в реку Северушка, которая является притоком Чусовой, предъявляются особые жесткие требования по очистке», — объясняет Вадим Озорнин.
Заводу приходится обслуживать целый комплекс инженерных сооружений, каждое из которых выполняет свою роль в процессе очистки воды. На одних убирается крупный мусор, на других — песок и мелкие взвеси. В аэротенках с помощью кислорода и активного ила идет процесс биологического окисления загрязняющих веществ. Экологи завода используют опыт, изложенный в российских справочниках наилучших доступных технологий. Предприятие производит побочную продукцию из обезвоженного и обезвреженного на иловых картах избыточного ила, смешанного с опилом или торфом. Полученный материал используется в качестве рекультиванта для создания плодородного слоя.
С помощью получившегося удобрения предприятие восстанавливает природный ландшафт на месте вырытых карьеров, проводит благоустройство своей территории. На такой земле густо растут травы, а через несколько лет вырастет лес. Кроме того, благодаря этой технологии снижается и тариф на воду для жителей Полевского, поскольку производителям не приходится платить за размещение отходов.
Сама же вода через радиальные отстойники поступает в систему биологических прудов с высшей водной растительностью, которая питается органикой. Пруды занимают 50 гектаров, и поступившая вода в течение месяца проходит через сложную систему прудов, разделенных дамбами и коридорами, чтобы биологические организмы могли ее доочистить. «Функцию очистки выполняют не только тростник, рогоз, ряска, эйхорния, но и специально завезенные сюда виды рыб, толстолобик и белый амур, поедающие органику. Рыбаков здесь гоняем каждый день: рыбы здесь много, и многие хотели бы здесь поживиться. Но она плавает не просто так», — объясняет Вадим Озорнин.
В результате в Северушку сливается уже очищенная вода, соответствующая нормативам для рыбохозяйственных водоемов, которые гораздо жестче, чем обычные требования санитарных правил. Качество воды регулярно отслеживают работники надзорных органов, и в случае превышения ПДК (предельно допустимой концентрации) предприятию угрожают крупные штрафы. Чтобы их избежать, экологи совместно с технологическим персоналом круглосуточно контролируют качество очистки воды на всех стадиях, чтобы своевременно внести корректировки в процесс очистки, если что-то пойдет не так, и в итоге сбросить воду необходимого качества.
Системный подход, реализуемый на СТЗ для решения природоохранных задач, требует значительных ресурсов. Так, за последние пять лет затраты на охрану окружающей среды и обеспечение экологически безопасного производства на Северском трубном заводе составили более 4,2 млрд рублей.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.