Дома лучше! С Днем радио!
Сегодня мы предлагаем посмотреть классический фильм о жизни русского изобретателя Александра Попова. А здесь — наш Музей Радио.
Здесь можно пометит петербургский Музей связи.
А на этом сайте — музей Попова в ЛЭТИ.
С историей военной радиосвязи и многим другим можно еще ознакомиться в петербургском Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.
А поностальгировать о гражданской радиотехнике лучше всего здесь. Этими устройствами мы пользовались совсем недавно, а у кого-то они еще работают.
7 мая 1895 года русский ученый Александр Попов, преподаватель кронштадтского Минного офицерского класса, впервые показал чинам Морского ведомства и членам Русского физико-химического общества передачу сигнала на расстояние без проводов. Буквально через несколько дней молодой итальянский энтузиаст Маркони на самостоятельно разработанной аппаратуре получает такой же результат.
Вопрос о приоритете изобретения радиосвязи за двадцатый век был сильно политизирован. На самом же деле радио — результат труда многих ученых и инженеров, развивавших идеи и результаты друг друга. Весьма примечателен хотя бы тот факт, что и учитель Маркони болонский профессор Аугусто Риги состоял с Поповым в переписке.
Напомним атмосферу того времени. Итак, 90-е годы 19 века. Менее десяти лет в производстве находятся автомобили, в Германии на расстоянии нескольких часов пути друг от друга трудятся инженеры Бенц, Даймлер, Майбах и Дизель. Британец Парсонс уже построил первую несовершенную паровую турбину и приступил к постройке «Турбинии». Русский инженер польского происхождения Доливо-Добровольский только что создал в Германии систему трехфазного переменного тока, против которой уже успели высказаться американцы Эдисон и Вестингауз (они, как показало время, были неправы). По улицам мимо электродуговых фонарей загромыхали электрические трамваи. Сделан первый рентгеновский снимок. Почти двадцать лет цивилизованное человечество говорит по телефону. В продаже уже есть «моментальные» фотокамеры. Изобретатели заваливают патентные бюро системами «движущихся картин», но успех пришел только к братьям Люмьерам (хотя независимо от них были созданы и другие образцы работающей киноаппаратуры). Энтузиасты — Лилиенталь, Цеппелин, Адэр — строят летательные аппараты самых разных конструкций, из которых уверенно полетит только изделие братьев Райт, но уже в следующем столетии.
Техника, используя новейшие научные данные, едва ли не каждый год приносила радикальные усовершенствования, улучшающие жизнь.
Физики вплотную подбираются к исследованию атома и исследуют самые разные «излучения». Генрих Герц исследовал почти все, что смог, о радиоволнах, к разработке темы также приложили руку Крукс, Резерфорд и упомянутый Риги. Эти работы продолжили Тесла, француз Бранли и англичанин Лодж. Последний впервые сумел опытным путем доказать принципиальную возможность передачи сигналов с помощью радиоволн. В России, помимо Попова, такими опытами занимался энтузиаст-изобретатель Яков Наркевич-Йодко. Даже Эдисон и Хьюз занимались этим вопросом, но предпочли им более перспективные на тот момент направления.
Работы Лоджа настолько близко подобрались к практической радиосвязи, что дали ему в будущем возможность оспаривать патенты Маркони. Кстати, Оливер Лодж, помимо этого — изобретатель «динамического громкоговорителя», в просторечии именуемого «динамиком», и свечи зажигания.
Тем не менее, и Маркони, и Попов были полностью знакомы с новейшими достижениями в области исследования радиоволн. Оба они базировались на достижениях, опытах и разработках Лоджа и Герца, и задача, по сути была уже не научной, а чисто инженерной — применить известные физические принципы и явления к практике и создать устойчивую на деле систему радиосвязи. И Попову, и Маркони, и другим изобретателям, работавшим в этом направлении, нужно было решить, как из самых разнообразных «радиодеталек», применявшихся физиками в лабораторных опытах, собрать работающий и практичный приемник и передатчик. Основываясь на одной и той же базе, имея один стартовый набор, они в итоге создали похожие устройства.
Попов успел первым. Он пользовался поддержкой Морского ведомства и французской фирмы Эжена Дюкретэ, чей владелец сам пытался создать свою систему радиосвязи.
Интересен тот факт, что и Попов и Маркони поначалу не встретили поддержки у себя на родине — в этом Италия и Россия весьма похожи. В финансировании работ Попова отказал адмирал Тыртов, Маркони в сумасшедший дом предлагало определить итальянское телеграфное ведомство.
И увы, пришлось пользоваться одному французской, другому британской поддержкой. За Поповым стояли передовые офицеры российского флота, Маркони многие двери открыли связи семьи. 24 марта 1896 года Попов впервые публично продемонстрировал передачу сигнала — азбукой Морзе были переданы слова «Генрихъ Герцъ». Как ни крути, но это была первая в мире радиограмма. Маркони передал (надо сказать, на большее расстояние) радиограмму впервые лишь 2 сентября того же года.
После этого Маркони развил бурную деятельность, получил британский патент (который потом был неоднократно оспорен) создал корпорацию по производству радиоаппаратуры и по обеспечению радиосвязи (прежде всего на судах). Его заслуги по распространению радиосвязи неспоримы. Тем не менее, факт успешных работ Попова столь же неоспорим. Весьма красноречиво и то, что формулировка первого патента Маркони — «Усовершенствование в передаче электрических волн и сигналов…» Не изобретение, не создание, а усовершенствование. Все остальные европейские страны Маркони в патенте отказали.
Практическое применение радиоволн тогда буквально «витало в воздухе», и то, что мы слушаем радио, принимаем телесигналы, раздаем вайфай и общаемся по мобильным телефонам — общая заслуга и Попова, и Маркони, и всех их предшественников.
Кстати, похожая история была не только с кинематографом, но и с телефоном — Элиша Грей явился в патентное ведомство США на два часа позже Александра Грейама Белла, системы телефонии были весьма похожи, и патентные чиновники смогли Грею только посочувствовать.
А к чему мы это вспомнили? А к тому, что сегодня в нашей стране профессиональный праздник празднуют не только радисты, не только работники радио и телевидения, но и телефонисты, телеграфисты и работники прочих отраслей электрической связи. А памятуя, что электроника напрямую выросла из радиотехники, своим праздником этот день считают и специалисты по автоматике и вычислительной технике.
И сегодня мы их поздравляем и благодарим — эти люди делают мир маленьким.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.