Аркадий Озорнин себе покоя не дает
Аркадий Фёдорович – уроженец Нижнесергинского района. В колхозе, где он родился в 1938 году, выращивали лошадей для военных целей. Отец Озорнина работал на тракторе, потом и Аркадий Фёдорович освоил это дело. Дома у него стоит макет того самого первого трактора (на фото), на котором пришлось работать ещё мальчишкой. Отец ушёл на войну и пропал без вести, а они с матерью переехали в Арти. Она работала за трудодни, Аркадий ходил в школу за 3 км. До пятого класса приходилось ходить в лаптях, по грязи и лужам. Лапти примерзали к портянкам, а портянки к ногам. Так и жили. А потом районо выделило школьнику валенки.
Услышал, как играет гармонь, и купил тут же
Аркадий Фёдорович в таких лаптях и сегодня встретил меня. Он специально встречает своих гостей в лаптях, потому что многие из нас не видели такую обувь вживую. Первые лапоточки он давно износил, а коллекционные лежат у него дома с 1960 года. Иногда он их демонстрирует гостям. Бережёт, потому что больше взять негде. Завёл меня в дом, а там на диване и стульях расставлены гармони. Вся его коллекция насчитывает 7 штук. Я сразу пошла разглядывать, а сама ищу глазами ту самую, первую гармонь. Вдруг сохранилась. Аркадий Фёдорович с сожалением говорит, что первый его музыкальный инструмент сгорел в пожаре.
– В 16 лет меня мать послала за поросятами. Дала 50 рублей и наказала купить двоих поросяток. Я поехал в другую деревню к тётке. Заехал туда, а там играла шуйская гармонь. Я заслушался и такую гармонь купил себе, а тётке сказал, что потом за поросят рассчитаемся. Домой приехал, а мать допытывается, где деньги взял. И поросят привёз, и гармонь, – начал вспоминать Аркадий Озорнин.
Я пошутила, что в шестнадцать лет, да с гармонью, наверно, завидный жених был. А гармонистов на деревне с десяток оказалось. Это очень много на небольшую деревушку. Ни нот, ни учителей не было, Аркадий Озорнин до всего сам доходил, на слух. Где переймёт, где сочинит.
Внук порвал меха
Коллекционировать гармони Аркадий Фёдорович начал в 1970 году. Первой была шуйская гармонь. Она размером 25 на 25 см. В 1980 году коллекция пополнилась гармонью «Беларусь», стоила она тогда 500 рублей. Играет звонче, чем шуйская.
– Ни дети, ни внуки не хотят учиться играть на гармони, – сетует коллекционер. – Один внук, правда, попытался, младший Дениска. Так рьяно приступил к учёбе, что меха порвал, оттуда планки посыпались. «Ну, дружок, тяги много, а толку нет. Так ничего не получится», – сказал я ему тогда. Но дальше дело не пошло.
Аркадий Фёдорович «угостил» меня музыкальной пьесой. Я сижу слушаю и наблюдаю, как пальцы его бегают по клавишам. Как можно двумя руками одновременно нажимать кнопки по-разному? А вот гармонист ловко с этим управляется. И выдаёт мне развесёлую плясовую. Кстати, он сказал, что это одно из его любимых произведений. Репертуар у него большой, раньше гармонист был нарасхват – на всех праздниках и свадьбах играл.
Частушки от Аркадия Озорнина
Полевской играет,
Полевской поёт,
Полевская девочка
Нигде не пропадёт!
***
Запрягай-ка, батя, лошадь
рыжую, косматую.
Я поеду в Полевской
девушку посватаю.
***
Гармониста я любила.
Гармониста тешила.
Гармонисту на плечо
Я гармошку вешала.
Беседовала Татьяна Чайковская
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.