События в тексте представлены в общей форме и сокращённом виде
Вика – девочка-студентка, которая пропала в Полевском в середине февраля. Новостная лента в социальных сетях пестрила объявлениями о пропаже подростка. К поискам подключились все – жители Полевского, «Лиза Алерт», силовики, позже и федеральный розыск. Для наблюдателей история длилась четыре дня, для Вики больше недели. После благополучного возвращения домой Вика с мамой предпочли уехать в отпуск в деревню, чтобы провести время вдвоём, подумать о том, что произошло и как относиться к жизни дальше. Урок, который они не просили, ворвался в их жизнь. Здесь я бы хотела поблагодарить саму Вику и её маму за сотрудничество, за рассказ о тех событиях и за откровенность. Возможно, этот материал и пример одной девочки поможет кому-то предотвратить ошибку или наоборот примирит с обстоятельствами.
«Останешься без интернета»
Всё началось за несколько дней до пропажи Вики. Ей на телефон поступил звонок от «мобильного оператора» якобы с предупреждением, что действие договора заканчивается. Звонок, который грозит сменой номера, прекращением предоставления услуг связи и интернета – не самый приятный звонок. Учитывая современную реальность, где без связи, интернета и социальных сетей оставаться совсем не хочется даже на час, конечно, сделаешь всё, что нужно, чтобы сохранить и номер, и режим «онлайн». Вика не особо напряглась, сначала выслушала звонившего, он предложил посмотреть в договоре условие, которое позволяет ничего не менять и тем самым подтверждает его действие. Такого пункта в договоре, конечно же, не оказалось. Тогда девочке предложили зайти на Госуслуги и посмотреть договор там, внести в него поправки тоже якобы можно было там. Перед этим она для проверки договора сказала специалисту сотовой связи код, который пришёл ей на телефон. Потом действовала по инструкции.
Всё это время она думала, что общается с роботом Максом – электронным помощником. На Госуслугах договора не оказалось, и голосовой помощник предложил его скачать, а после перезагрузить телефон, что Вика и сделала. В момент перезагрузки телефона пришло осознание, что она попалась на уловку мошенников. Первым делом после включения телефона девочка обратилась в техподдержку Госуслуг. На почту каждому приходит ссылка, где написано, что если вы не совершали вход, то обратитесь по бесплатному номеру. Именно на него Вика и звонила. После перезагрузки телефона все попытки позвонить на номер 8–800…. заканчивались переадресацией на другой номер.
На том конце трубку взяли
Именно так и вышло, на том конце трубку взяли и с этого момента для Вики начался эмоциональный ад. Она думала, что разговаривает со службой технической поддержки портала. К ней очень внимательно и заботливо отнеслись, всячески убеждая, что сейчас ей помогут, при этом она должна совершать определённые действия. Заботливый голос на том конце провода постоянно говорил о том, что он пытается помочь ей и предотвратить взлом её аккаунта мошенниками. Но, по его словам, они оказываются быстрее. И вот голос на том конце провода уже говорит между делом Вике: «Что же ты наделала. Представляешь, как ты подставила родителей, теперь через твой аккаунт они могут смотреть все их данные и совершать от их имени разные действия». Девочка, конечно же, начинает чувствовать себя виноватой, у неё начинается тревога. Она просит специалиста помочь ей. Он «изо всех сил» старается и постоянно проговаривает ей якобы свои действия. Вот, он это пытается сделать – не выходит, вот ещё раз, по-другому пытается, опять не выходит. В перерывах между попытками своей помощи, якобы специалист, опять затевает разговор о том, что Вика подставила родителей и теперь со счетов её отца зафиксирован первый перевод в какую-то
экстремистскую организацию на Украину.
Развивают тревогу и чувство вины
Паника подростка понятна. Теперь она на многое готова, чтобы исправить положение. Читатель не может себе представить уровень воздействия на ребёнка, потому что прочитал текст за пять минут, а с Викой непрерывно разговаривали три часа, развивая чувство вины и тревожность. День закончился тем, что ей сказали «ложись спать и молись, чтоб завтра уже другие специалисты смогли помочь». Спать девочка не могла. В попытках исправить ситуацию прошло ещё три дня. Без сна и отдыха. В голове постоянно были мысли о том, что она наделала. Как хорошо, что вовремя обратилась в поддержку, ведь не было сомнений, что ей помогают специалисты. Под постоянным давлением и на связи со «специалистами разного уровня», Вике внушали, что она находится под защитой государства и что ей пытаются помочь. При этом напоминая, что папу она подставила так, что за перевод денег террористам ему грозит до 25 лет тюрьмы. Для того, чтобы «специалисты» смогли помочь девочке вернуть всё назад, никому нельзя говорить об этом, иначе сотрудники рискуют своими должностями, а Вика может всё усугубить. Если она проговорится, то родители заблокируют свои карты, аккаунты и невозможно будет работать с ними. Пока всё инкогнито – тогда есть шанс.
Уезжай подальше
Мошенники были на связи с Викой практически постоянно, ей звонили якобы и из Центробанка, из техподдержки Госуслуг, обещали связаться с ФСБ, помочь родителям, даже обещали поддержку и помощь почти «по знакомству». Постоянно на телефоне находиться невозможно, поэтому общение перешло в Телеграм, потом это был единственный канал для связи с мошенниками. С помощью ребёнка они, мошенники, попытались перевести деньги с родительских счетов, обналичить кредитные лимиты. Семью от финансовых потерь спасло то, что система безопасности одного из банков заблокировала операцию по переводу, а для подтверждения необходимо было лично прийти в отделение банка, и то, что девочка не знала паролей от мобильных приложений банка. Воспитание, вина и переживания за свои поступки и за судьбу родителя усугубляли тревожность подростка. Сейчас она признаётся, что поступала как зомби, ничего не соображала, но тогда для неё эти люди казались единственным спасением. Когда они ей сказали: «садись в такси и уезжай подальше от родителей, чтоб террористы не пришли к тебе домой, а ФСБ не посадило твоего папу», она послушалась. Мошенники вызвали ей такси через приложение и оплатили поездку. Перед отъездом в Екатеринбург Вика купила ещё самый дешёвый сенсорный телефон, чтобы избавиться от своего, с которого, по словам «специалистов», идёт сигнал экстремистам.
Чем дальше, тем безопаснее
С четверга 20 февраля Вика находилась в состоянии, которого не пожелаешь никому. В понедельник мама заметила в онлайн приложении одного из банков «отказ от выдачи кредитной карты». Позвонила Вике и сказала, что ждёт её после уроков домой. Вика в тот день не пришла домой, потому что ей сказали, чем дальше ты будешь от родителей, тем лучше будет для них. Она думала «дальше» – это в районе Зюзелки или Косого Брода, но оказалось, что такси везёт её в Екатеринбург. Было страшно со всех сторон от того, что происходит. Жаловаться она могла только этому человеку, который поддерживал с ней связь через Телеграм. Вика признаётся, что плакала, что просилась домой всё это время. Ей обещали, что как только ситуация решится, то она обязательно вернётся, а пока надо потерпеть. По отношению к ней мошенники не были грубы. Они заказывали ей такси, обеды и гостиницы. За четыре дня Вика уехала сначала в Екатеринбург, потом в Берёзовский, потом снова в Екатеринбург, Пермь, Воткинск и Ижевск, где её и обнаружили оперативники.
«Я знаю, где ваша дочь»
Вику ждали домой для серьёзного разговора по кредитке. Когда она не пришла после учёбы, мама встревожилась. Задерживалась дочь всё дольше и дольше. Мама в это время проверила другие приложения банков и обнаружила блокировку работы ВТБ. Приехали туда лично с мужем, им дали разъяснения. Они уже поняли, что дело нехорошее и дочь пропала. Родители Вики пошли в полицию сразу же. Сегодня не нужно ждать трёх дней и даже суток с момента пропажи человека. Заявление приняли, и дежурная группа при патрулировании города была ещё более внимательна к подросткам. Однако Вика в это время уже оставила свой сотовый в камере хранения одного из торговых центров Екатеринбурга и имела на руках другой телефон с единственным контактом, которым оказался мошенник. Это тоже оказалось в её пользу. Мошенники говорили ей выкинуть телефон, а ей было жалко подарок сестры. Поэтому девочка его просто выключила и оставила в камере хранения одного из магазинов в торговом центре. На следующий день охранник вскрыл ячейку и обнаружил телефон. На место сразу выехала оперативная группа. Оперативники получили доступ к контактам, в том числе смогли прочитать переписку в Телеграме.
Новый ракурс
Пока Вика уезжала дальше от Полевского, думая, что поступает на благо своей семьи, мама с папой места себе не находили. Тут тоже тревога смешивалась с чувством вины, а воображение рисовало страшные картины. Одна мысль стучала в висках «лишь бы ничего не случилось». Вера Александровна признаётся, что огромную поддержку оказали родственники. Все сплотились, помогали, чем могли, и поддерживали. Через день после заявления в полицию маме написали с аккаунта Вики в Телеграме, а позже позвонили с неизвестного номера и сказали, что им известно, где находится их дочь. При этом абсолютно по-хамски сообщили, что им без разницы на все действия, которые предпримут родители. Могут обращаться хоть в полицию, хоть куда, но пока не перечислят три миллиона
рублей, не увидят своей дочери. Также отметили, что им совершенно без разницы, где родители девочки найдут эти деньги, пусть продают, что хотят, занимают или берут кредиты. Главное –
три миллиона рублей.
События открываются с нового ракурса. Об этом звонке с требованием выкупа Хайретдиновы сообщили в полицию. На связи с ними с тех пор круглосуточно была старший следователь Следственного комитета России, сотрудники уголовного розыска и лично начальник полиции. Вся эта операция проходила в секрете. Имена оперативников, к сожалению, и сейчас называть нельзя. Хотя эта история настолько поучительная, что людей, которые причастны к подобного рода операциям, нужно знать. Получить неофициальный комментарий не удалось, а официальный я бы сократила до минимума: «В ходе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий подростка обнаружили в торговом центре города Ижевска. При помощи технических средств и элементарной полицейской удачи девочку удалось вернуть родителям. Материальные затраты родители не понесли, тратились только мошенники». Мошенник до последнего ждал свои три миллиона рублей, он даже попросил Вику записать для мамы видео, что всё у неё хорошо, и звонил ей ещё раз. Вера Александровна была уже более спокойна, потому что оперативники выяснили по камерам видеонаблюдения, что девочку просто «ведут», никого рядом с ней нет и это относительно безопасно.
Делаем выводы
Эта история всё-таки со счастливым концом. Девочка дома, все живы и здоровы. Я пока работала над этим материалом, много думала. Семье Хайретдиновых спасибо большое за смелость и за предоставление информации, не каждый согласен общаться с прессой. Пусть эта история послужит примером и уроком для детей и для родителей, для всех нас. Из неё можно делать выводы, каждый день новые. Во-первых, запомните, что при пропаже человека не надо ждать трое суток. Если у вас есть обоснованные подозрения, что человек попал в беду, то необходимо сразу обращаться в полицию. Во-вторых, когда мы уже уясним, что никакие коды никогда никому передавать не надо. Даже если вы уже дошли до этапа «продиктуйте код», пусть это станет для вас «стоп-словом». Кладите трубку.
Запомните раз и навсегда, что никто о вас заботиться не стремится, особенно разные организации. Как бы грубо это не звучало. Никакие доводы на вас действовать не должны. Заботы стоит ожидать от родных, близких, любимых и то желательно не по телефону. Отвечайте на звонки своих знакомых, остальным не доверяйте, пусть у вас всегда будет место для сомнения. Во имя собственной безопасности не ходите по разным ссылкам, не стоит гоняться за розыгрышами квартир, инвестированием в будущее через сомнительные приложения. Как только человек на том конце провода проявляет заботу о вас и предлагает разбогатеть или свою помощь – всё, кладите трубку. Вы его даже в глаза не видели, чтобы помощь принимать. Мечтаю, чтоб наши дети поумнели и чтоб для них жизнь не ограничивалась телефоном, интернетом и красивыми роликами там. Было бы замечательно, если бы мы верили больше себе, своим родным, полиции, интуиции, а не дяденьке чужому в телефоне, который непонятно с чего вдруг нам позвонил. Давайте помнить, что всё, от чего мы зависим, управляет нами.
Семья Хайретдиновых выражает благодарность начальнику ОМВД России «Полевской», сотрудникам уголовного розыска, которые круглосуточно находились на связи с родителями и лично привезли Викторию в Полевской из Ижевска, старшему следователю следственного отдела следственного управления СК РФ по г. Полевскому за помощь и моральную поддержку. Всем, кто участвовал в этой операции, за сопровождение и за отношение к ситуации.
Рабочая Правда