Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Доверие к партнеру докажет тест на ВИЧ. Слово специалисту

О том, как контролируется распространение опасной ВИЧ‑инфекции  в регионе, рассказала главный внештатный специалист по ВИЧ‑инфекции Министерства здравоохранения Свердловской области, главный врач Свердловского областного центра СПИДа, доктор медицинских наук Анжелика Подымова.

Иммунитет под прицелом
– Анжелика Сергеевна, что такое ВИЧ и как он проявляет себя?
– Ковид показал: мы живём в мире вирусов и микроорганизмов. Вирусы существуют только за счёт клеток организма хозяина, поражая и убивая их. Они вызывают такие известные заболевания, как грипп, корь, герпес, клещевой энцефалит и многие другие. ВИЧ – один из многих вирусов, который поражает иммунные клетки, а точнее – лимфоциты. Из-за этого человек теряет сопротивляемость к любым инфекциям и заболеваниям.
В результате к ВИЧ‑инфекции присоединяются и тяжело протекают заболевания вирусной, бактериальной, грибковой природы, а также онкологические болезни. Прежде всего, человек должен знать свой ВИЧ‑статус и только потом думать о проявлениях заболевания.
На начальной стадии ВИЧ может протекать бессимптомно – до семи лет. В этот период человек активно передаёт вирус другим людям.

– Какой основной путь передачи инфекции?
– В 2023 году 75% пациентов, у которых выявлен ВИЧ, получили вирус половым путём. Сексуальные отношения невозможно запретить, это путь продолжения рода и человечества. Поэтому не застрахован никто. Нужно думать о своём здоровье и постоянно проходить тестирование на ВИЧ, желательно вместе с половым партнёром. Чем  раньше узнать о своём статусе, тем быстрее можно начать антиретровирусную терапию и не передать инфекцию дальше.

Сила лечения
– Что помогает сдержать это заболевание?
– Мы научились контролировать ВИЧ. В начале 90-х годов появились первые препараты. С 2006 года антиретровирусное лечение стало доступным всем россиянам, живущим с ВИЧ. Современные препараты блокируют вирус, не дают ему размножаться, сохраняя здоровье. При этом лечение становится пожизненным. Сегодня терапию получают  каждые 9 из 10 человек с ВИЧ‑инфекцией. В результате в их биологических жидкостях вируса нет. У нас есть пациенты, которые находятся на лечении 20 лет и более. Их
здоровье сохранено.

– Где и за чей счёт проводится лечение?
– Вся медицинская помощь, включая диагностику, приём врачей и препараты, предоставляется бесплатно за счёт средств федерального и областного бюджетов. Помощь оказывается в областном  Центре СПИДа в Екатеринбурге, филиалах в Первоуральске, Серове, Каменске-Уральском, Ирбите, Нижнем Тагиле, а также в 47 кабинетах по работе с больными ВИЧ‑инфекцией в медицинских учреждениях городов Свердловской области. Такие кабинеты есть и в поликлиниках Полевского.

– Если тест на ВИЧ оказался положительным, что делать?
– Главное, не оставаться одному в это время. Как можно быстрее собраться с силами и обратиться к специалистам службы СПИДа – врачу-инфекционисту, а также к психологу, специалисту по социальной работе. Специалисты сориентируют. Важно начать двигаться, а помочь мы всегда готовы. У нас под наблюдением находятся около 60 тысяч свердловчан с ВИЧ. Мы ежегодно тестируем около 1,3 млн человек. Заболеваемость в регионе снижается, но мы фиксируем  средний возраст большинства ВИЧ‑инфицированных – 35–45 лет. Это группа риска.

Родительство
– Могут ли ВИЧ‑инфицированные родить здорового ребёнка?
– Благодаря перинатальной профилактике, которую мы проводим, рождаются здоровые дети. К беременным с ВИЧ у нас особое внимание, для них есть препараты, которые не влияют на развитие плода. Сегодня очень низкий процент инфицированных новорождённых – 0,8.

– Заразиться ВИЧ через бытовые контакты невозможно. Какие стереотипы приходится развенчивать?
– Стереотипов становится всё меньше. Да, в быту ВИЧ не передаётся. Через укусы комаров тоже. От ВИЧ, если лечиться, не умирают. Только когда пациент не принимает антиретровирусную терапию и вирус находится в крови, есть опасность заразить другого человека через вагинальный секрет, сперму, грудное молоко.

Уязвимость
– Многие знают, что умирают не от ВИЧ, а от сопутствующих болезней. Что это чаще всего – туберкулёз, онкология? 
– С каждым годом число смертей, связанных с ВИЧ, уменьшается. В этой когорте только те, кто прерывал терапию или не получал её, у кого заболевание было выявлено на крайне поздней стадии в лечебном учреждении, не было контроля за вирусом. В основном ВИЧ‑инфицированные – это люди среднего возраста, у которых параллельно копились другие заболевания. Среди них могут быть сердечно-­сосудистые, онкологические и другие патологии. Поэтому нужно наблюдаться у врача. Если пациенты с ВИЧ погибают от туберкулёза, значит они прерывали терапию, не проходили флюорографию, не получали профилактики.  В случае нескольких заболеваний нужно обязательно принимать антиретровирусную терапию.

– Как обстоит дело с онкологией среди уральцев, живущих с ВИЧ?
– Количество онкологических заболеваний среди наших пациентов растёт пропорционально общему числу выявленных онкопатологий среди населения. В сочетании с ВИЧ могут возникать такие онкологические заболевания, как саркома Капоши (опухоли сосудистого происхождения), Т‑клеточная лимфома (опухоли лимфатической системы), рак  шейки матки у женщин и другие. Примерно до 5% ВИЧ‑инфицированных пациентов погибает от злокачественных новообразований.

– Где проходят онкологическое лечение такие пациенты?
– У нас прекрасный тандем с врачами-­онкологами областного и муниципального уровней. Сейчас эта помощь доступна всем. Есть возможность диагностировать и лечить онкозаболевание на амбулаторном этапе по месту жительства. Все пациенты наблюдаются и лечатся одновременно у онколога и инфекциониста. Лечение проходит на общих основаниях и не имеет особых ограничений для людей с ВИЧ. Мы видим наших пациентов со стойкой ремиссией по онкологии и рады их выздоровлению.

Беседовала Лариса Никитина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться новостью в соцсети
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.