Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Гречневые кризисы последних лет


Нет рекламных блоков.

Итак, приутихший уже «гречневый ажиотаж» пытаются снова реанимировать.

Одно из федеральных изданий (на которое уже сослались десятки ресурсов)  распространило информацию о том, что торговым сетям выставлены уведомления о росте оптовой цены на гречневую крупу. Причинами гречкосеи и крупозаводчики называют, как водится «недосбор», «повышение расходов на энергоносители» (напомним, нефть резко подешевела), «рост курса доллара» (основной регион выращивания гречки — Алтай), «действия элеваторов» и прочие правдоподобные вещи.

Если же отталкиваться от фактов, то урожаи гречихи стабильно перекрывают внутреннее потребление. Что-то удается сбыть в сопредельные страны, но физического дефицита все равно быть не может, от каждого урожая стабильно остается переходящий остаток, а храниться гречиха может годами. И сейчас производители гречневой крупы с трудом, в три смены, но успевают удовлетворять запросы торговых сетей. Все паникеры закупились до следующего «конца света», кто-то взял килограмм-другой «на всякий случай», однако крупа вновь упорно появляется на полках. Гречка и рис действительно хорошо хранятся, а блюда из них проверены и привычны.

Последний раз физический неурожай гречихи в нашей стране был в 2010 году — тогда собрали примерно 340 тысяч тонн при спросе на 550. С тех пор производство и потребление выросло в разы, но «неурожай гречки» и «рост цен на гречку» стали своего рода национальной традицией и любимой рыночной игрой. Их время от времени объявляют с той или иной эффективностью.

В 2012 году повторить историю с «неурожаем гречки» помешал ожидавшийся 21 декабря того года «конец света» — сочетание  для полундра-маркетинга оказалось очень неудачным. Поэтому «гречневый кризис» был в 2014 — цена взлетела с 22 до кое-где 120 рублей, но вскоре вернулась на разумный уровень. Была попытка провернуть такую же операцию в следующем, 2015 году, но у большинства людей еще не кончились запасы с предыдущей гречневой паники, и вышел пшик. Чуть более успешно получилось раздуть панику на ровном месте в 2016 году, но большинство вновь воздержалось в ней участвовать. В 2017 и 2018 году один популярный деловой портал публиковал почти одинаковые тексты о том, что «посевы могут быть сокращены, цена на гречку вырастет» — эти годы были отмечены рекордными урожаями. Другие столь же широко известные издания время от времени публиковали заголовки типа «В России резко дорожает гречка», причем параллельно похожий портал мог привести ровно те же аргументы под заголовком «В России может упасть цена на гречку». Традиционное время для такого «экономического анализа» — октябрь. Если в октябре в СМИ нет «гречневого» вопроса, значит, что-то в стране не так.

В то же время аграрии сеяли и собирали гречку, она вырастала в количествах, превышающих потребности. Элеваторы ее хранили, пищевая промышленность перерабатывала зерно в крупу, которая затем расходилась по стране, продавалась и поедалась россиянами. Надо сказать, в случае с коронавирусным кризисом панические заголовки и стремление некоторых звеньев «гречневой» цепочки погреть руки припозднились — самый ажиотаж уже прошел, и выглядит все как махание кулаками после драки. Все, кто хотел, запаслись, и реализация вернулась к условно-нормальному уровню.

А вообще, гречка полезна, питательна, а как следует приготовленная — еще и весьма вкусна. Ешьте на здоровье — она не кончится!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться новостью в соцсети
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.