Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Фонд Синара подвел итоги «Арт-платформы»

На пресс-конференции ИА ТАСС подвели итоги международного проекта «Арт-платформа для продвижения уральского современного искусства», который реализует Благотворительный фонд «Синара» при поддержке Фонда президентских грантов. Президент БФ «Синара» Наталья Левицкая, куратор проекта Женя Чайка, участник-критик Лев Шушаричев и участники-художники Федор Телков и Анастасия Богомолова рассказали, как «Арт-платформа» помогла создать коммьюнити актуального искусства на Урале, почему так важны критические тексты, а также продемонстрировали зины, посвященные Федору Телкову, Асе Маракулиной, проектам PLAR и ZONK’а. Итогом коллективного образовательного процесса стало появление на сайте «Арт-платформы» 25 критических текстов об уральских художниках.

– «Арт-платформа» реализуется с 2018 года. Первоначально, когда задумывался проект, для нас было важно создать тексты о художниках, не имеющих монографических изданий о себе. Идея проекта – сформировать коммьюнити людей, которые рассуждают о современных тенденциях, пишут об искусстве, продвигают его в России и в мире, через активное взаимодействие критиков и художников. В городском пространстве, в самом центре Екатеринбурга, размещена уличная выставке, которая разъясняет, чему был посвящен проект, гости и жители города могут познакомиться с творчеством участников, узнать новые имена среди авторов современного искусства. У «Арт-платформы» есть собственный русско-английский сайт, где размещены тексты, созданные во время реализации проекта, который также будет способствовать продвижению уральского искусства, – рассказала президент Благотворительного фонда «Синара» Наталья Левицкая.

Куратор проекта Женя Чайка приоткрыла завесу тайны и рассказала, как проходила работа над появлением критических текстов об уральском современном искусстве.

– Самое первое задание было такое: за три минуты критикам нужно было выбрать художника на основе 92 портфолио и презентовать его на английском языке. Начинали мы работать с тьютором Йонатаном Хабибом Энквистом, поэтому участникам нужно было представить художника так, чтобы эксперт, не находящийся в нашем контексте, понял, о ком речь. Особое внимание в ходе онлайн семинаров было уделено проработке глоссария: через какие термины нужно описывать искусство, чтобы это воспринималось профессиональным сообществом. Мы проверяла наш словарь во время зумов с Надин Райнерт: все ли понятно швейцарскому тьютору. Великолепный историк искусств Виллем Ян Рендерс, самый академичный участник проекта, который лично работал с художником Ильей Кабаковым, дал задание сделать описание одной работы. Для примера он взял его классическую инсталляцию «Человек, который улетел в космос из своей квартиры». В качестве бонуса рассказал, как вместе с Кабаковым и хранителем коллекции из центра Помпиду монтировал ее у себя на выставке», – рассказала Женя Чайка.

Участнику-критику «Арт-платформы» Льву Шушаричеву из всех практикумов особенно запомнились «русские среды», когда ребята читали и разбирали критические публикации.

— Мы так много говорили про текст, что уже не терпелось приступить к его написанию. Для меня самым сложным было – уместить мысль лаконично и коротко в тысячу знаков. Еще запомнилось упражнение, когда нужно было описать художника, не называя его, чтобы для других его имя не было сразу очевидным, но при этом понятным. Подобные упражнения расширяют палитру и понимание, каким текст может быть. Здорово, что «Арт-платформа» – это не классическая школа арт-критики. Я получил колоссальное удовольствие от самого процесса, когда на протяжении нескольких месяцев мы встречались три раза в неделю на платформе зум, говорили, читали, размышляли об искусстве – это перенастраивает мозг и меняет навыки. Сейчас многие в социальных сетях пишут различные заметки, но у нас нет площадки и культуры арт-критики: кто-то говорит, что арт-критика умерла, но, как мы видим, – нет. В своей кураторской практике я очень много общаюсь с разными художниками и постоянно ощущаю запрос на комментарии, обратную связь. Хочется вербализации практики, ведь далеко не каждый художник готов писать. Надеюсь, что проект и дальше будет развиваться, выстраивая горизонтальные связи, – говорит Лев Шушаричев.

Для художницы Анастасии Богомоловой участие в проекте означало удовлетворение запроса на качественную коммуникацию в профессиональном сообществе, возможность поговорить о художественной практике, пообщаться с другими художниками, переосмыслить собственные проекты.

— Я считаю, что проект очень важен для художников, критиков, кураторов и для всего художественного процесса. Ведь текст гораздо быстрее путешествует по всему миру, чем сам художник или его произведение, – заключила Анастасия Богомолова.

Художника Федора Телкова, о творчестве которого написала текст тьютор из Швейцарии Надин Райнерт, привлек международный формат «Арт-платформы».

— Такая платформа нужна, потому что она взращивает специалистов нового уровня, и художники при этом обрастают критическими текстами. Наши российские художники не интегрируются в западный арт-рынок в том числе потому, что они не знают его законы, у них нет обязательных вещей, чтобы туда вступать, и важность текста о себе не многие до конца понимают, – заключил художник.

В течение февраля 250 комплектов зинов будут отправлены в культурные институции и арт-кураторам России и Европы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться новостью в соцсети
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.