В канун 90-летия со дня рождения Виктора Ивановича Назарова о нём вспоминают коллеги
Звание «Училище высокой культуры», диплом и премия Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) «За достижение лучших результатов в учебно-воспитательной работе», диплом выставки достижений народного хозяйства в Москве (ВДНХ) «За активное участие в выставке технического творчества», почётная грамота Министерства чёрной металлургии «За успехи в подготовке квалифицированных рабочих для предприятий чёрной металлургии», диплом и премия ВЦСПС «За достижения в художественном творчестве» – всё это награды, которыми в разные годы награждался Полевской многопрофильный техникум. С 1947 года–года своего основания – он много раз менял свои названия – Северское ремесленное училище металлургов № 47, профессиональное училище № 47. Но даже меняя названия, всегда был известен, как «47-е»
давшее путёвку в жизнь, профессию и уверенность в собственных силах тысячам молодых людей и девушек.
С 2008 года техникум носит имя Виктора Ивановича Назарова, народного учителя СССР и директора, который бессменно возглавлял учебное заведение четверть века. 31 марта ему исполнилось бы 90 лет.
«Приходишь со своим мнением, уходишь с моим»
Эту фразу коллеги часто слышали от Виктора Ивановича. И она вовсе не означала, что Назаров был авторитарным руководителем. Речь шла о сотрудничестве, об умении договориться и прийти к единому решению. Ошибки коллег он обсуждал тактично. Начинал с хорошего–«вот здесь у вас хорошо получилось», затем плавно переходил к замечаниям–«давай разберёмся, почему так получилось», которые звучали в форме совета.
Назарову удалось собрать такую команду профессионалов, в которой каждому он доверял как себе, давая полную свободу действий.
– Ты – руководитель, тебе решать,–говорил он заместителям.– По пустякам ко мне не приходи, только если не справляешься или если нужно решить финансовые вопросы.
Дорогу молодым!
Ни один молодой специалист не попал на работу в училище случайно. Кадры Виктор Иванович подбирал внимательно и терпеливо–присматривался к выпускникам, преподавателям-практикантам и обязательно советовался с коллективом по поводу каждой кандидатуры. Встреча молодых преподавателей и мастеров в кабинете директора проходила в атмосфере дружеской беседы. Директор с уважением и тактом настраивал новые кадры на работу, зорко следил, как налаживается работа, нужны ли помощь и веское слово директора. За каждого своего человека он стоял горой, порой даже перед высоким начальством.
Однажды секретарь партийной организации училища упрекнул секретаря комсомольской организации училища Надежду Торовину в недостаточном наборе молодых комсомольцев. На что Виктор Иванович, не повышая голоса, спросил, чем председатель партийной организации помог младшему товарищу в этой ситуации. Дискуссия была закрыта.
«Их надо просто любить»
На работу Назаров всегда приходил первым, а уходил последним. Вечерние часы посвящал изучению журналов теоретического обучения, анализировал успеваемость ребят. Однажды Виктор Иванович, обнаружив колонку двоек по одному из предметов, пригласил молодую учительницу на разговор.
– Это вы двойки не им, а себе наставили,–сказал. И на вопрос: «Да что можно с ними сделать?» ответил, что детей нужно просто любить.
И эта любовь к будущим токарям, слесарям, поварам, контролёрам ОТК, из которых вышло немало почётных работников Северского трубного завода, легла в основу его работы, стала фундаментом успешного развития училища, которое звучало по области, ставилось в пример. А ребята в ответ уважали его.
Когда Виктор Иванович, всегда одетый с иголочки, выходил в коридор, прекращалась суета, снимались головные уборы, кто-то даже «вытягивался во фрунт». А уж если курили, то с оглядкой, готовые выкинуть сигарету в любой момент.
В воспитательный процесс Виктор Назаров не вмешивался. Для этого у него была прекрасная команда – заместители, мастера, совет по профилактике правонарушений. Но порой дело доходило и до того, что разговор с нарушителем порядка и его родителями шёл в кабинете директора. И надо отметить, что и тут он не повышал голоса, не опускался до оскорблений, говорил ровным тоном важные вещи, а родители (или родитель) и сын выходили из кабинета с красными щеками.
И всё же не только воспитание стояло на повестке дня, но и питание. Виктор Иванович контролировал качество обедов в столовой училища. Появлялся там всегда внезапно, без всякого графика и предупреждения, брал поднос с обедом из рук учащегося, отходившего от раздачи, и пробовал еду, а после общался с ребятами, расспрашивал, как кормят.
«Спасибо Вам за сына!»
С утра, за час до занятий, все были в училище. Сначала традиционная линейка, а после – классные часы, кружки. Ребята играли на музыкальных инструментах – народных и духовых, пели в хоре. Хор политической песни 47-го училища становился победителем областных, республиканских и всесоюзных конкурсов. А духовой оркестр, что было большой редкостью для училищ того времени, был визитной карточкой Полевского. Виктор Иванович несколько лет играл в нём на кларнете. Нужно ли говорить, что музыканты 47-го выходили на все городские праздники, их приглашали на самые разные мероприятия по Свердловской области, а однажды юные музыканты играли даже в Башкирии по случаю проведения там сессии Верховного Совета СССР.
Кроме игры на кларнете Виктор Иванович здорово танцевал чечётку, но не любил это делать публично, только, как сейчас принято говорить, на корпоративах. После окончания занятий в училище ребята отправлялись во Дворец культуры завода, где занимались танцами у Галины Ивановны Бакаевой. Отчётные концерты студенческой самодеятельности проходили в конце учебного года.
Однажды в конце такого праздника к Назарову подошла женщина со слезами на глазах:
– Виктор Иванович, я ведь думала, сын меня обманывает, что играет в оркестре. А сейчас я своими глазами увидела. Спасибо Вам за сына!
В 1972 году Виктору Назарову было присвоено звание «Заслуженный учитель профессионально-технического образования РСФСР», а в 1985 – «Народный учитель СССР». Эти почётные звания были одними из высших форм награждения работников образования в Советском Союзе
Дружба с милицией
Над училищем шефствовали правоохранительные органы. Каждый месяц, по предложению заместителя директора по воспитательной работе Виктора Заритовского, в училище проходила неделя профилактики безопасности–с каждой группой вёл работу милиционер. Эта идея, поддержанная Назаровым, привлекла внимание сначала в области, а затем и в самой Москве, куда наши работники профтехобразования отправились в составе делегации для передачи опыта. Виктор Викторович вспоминает, как на всесоюзном совещании ему первому дали слово для выступления.
Поощрение как метод воспитания
Метод работает–проверено Назаровым. Виктор Иванович искал и находил дополнительные возможности сделать приятное ребятам, особенно активным в учёбе, творчестве, общественной жизни.
– Мои девчонки однажды хорошо потрудились на уборке урожая,–рассказывает ветеран профтехобразования, мастер производственного обучения поваров–кондитеров Валентина Крыгина.–Заработали немного денег. А Виктор Иванович похлопотал, чтобы все они – 30 человек – выехали на каникулы в Ленинград. Он договорился о жилье для нас – спали мы в здании такого же ремесленного училища. И пока мы гостили в Ленинграде, звонил, справлялся, как у нас дела.
Победители соцсоревнований училища получали целый год увеселительных и культурных поездок в Свердловск – в театры, цирк, на выступления вокально-инструментальных ансамблей. Победителей выбирали справедливым голосованием всего коллектива училища. Оценивалось буквально всё – оценки за учёбу, активное участие в мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, а также опоздания и внешний вид учащихся.
За победы в областных соревнованиях и конкурсах ребята получали возможность увидеть Советский Союз. Ребята выезжали в Монголию, совершали речные прогулки на теплоходе по Каме. Назаров доставал для них путёвки сверх того, что выделяла область. Конечно, получить возможность «мир посмотреть и себя показать» было непросто. За неё приходилось биться. Однажды лучшей учащейся училища выпала возможность поехать в Москву на Всесоюзный съезд комсомола. По словам Виктора Заритовского, за эту возможность «заруба была капитальнейшая», все «за» и «против» обсуждались в области до позднего вечера. Специально для Лены Обвинцевой был на заказ пошит костюм. Фасон согласовывали с областью, а материал выбирал сам Назаров.
Все, кто вспоминают сегодня Виктора Ивановича Назарова, говорят о нём только хорошие, тёплые слова. Он был примером, поддержкой и надёжным плечом для всех, кто его знал – коллегам, учащимся, их родителям и, наверное, даже тем, кто встречался с ним ненадолго.
«С ним хотелось говорить, хотелось слушать его, просто быть рядом…», – признавались все, кто помог «Рабочей правде» подготовить эту статью.
Своими воспоминаниями о Викторе Ивановиче поделились Валентина Емельяновна Крыгина, Надежда Ивановна Торовина, Юрий Алексеевич Сыров, Виктор Викторович и Светлана Фёдоровна Заритовские
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.