Детский коллектив против РЖД. Суд встал на сторону потребителей услуг
В Каменск-Уральский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области обратилась группа потребителей с жалобами на АО «РЖД».
Творческий коллектив детей вместе с руководителем и родителями возвращались на поезде из Санкт-Петербурга в Екатеринбург. Зайдя в вагон, они столкнулись с антисанитарным состоянием внутри: пыльные полки и ручки, грязный пол, посторонний неприятный запах. Практически сразу после отправки перестал работать туалет.
Ситуация нормализовалась только после того, как родители обратились на горячую линию АО «РЖД». Спустя 15 часов ожидания в вагоне была проведена уборка, заработал туалет.
По приезду была подготовлена и направлена письменная коллективная претензия с требованиями соразмерного уменьшения цены услуги перевозки по каждому пассажиру, компенсации морального вреда, возмещении убытков на составление претензии.
Однако требования потребителей остались без удовлетворения. Тогда родители обратились в Каменск-Уральский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, специалисты которого подготовили групповой иск в суд.
В судебном заседании факт оказания услуги перевозки пассажиров и багажа ненадлежащего качества был подтверждён. Стоимость оплаченных билетов была уменьшена на 25%, кроме того в пользу каждого потребителя присуждена компенсация морального вреда (1000 рублей), штраф за неисполнение требований в добровольном порядке, взысканы убытки за составление претензии.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда в силе.
Справочно
Статья 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, установленным законодательством.
Из положений Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 года N 30 «Об утверждении санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры» следует, что пассажирские вагоны должны быть оборудованы экологически чистыми туалетными комплексами. В вагоне должно быть предусмотрено не менее двух туалетных помещений. В пунктах формирования вагонов должна проводиться внутренняя уборка вагона перед каждым отправлением в рейс; для уборки внутренних помещений вагонов при подготовке в рейс работники должны обеспечиваться специальной одеждой, уборочным инвентарем, дезинфицирующими и моющими средствами.
Уборке подлежат полы, стены, санитарно-техническое оборудование (унитаз, краны, раковина), поручни, ручки дверей. Влажная уборка салона вагона в пути следования проводится не менее 2 раз в сутки и по мере необходимости (МР 2.5.0245-21. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2021).
Также действует ГОСТ Р 58576-2019 «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в поездах дальнего следования», согласно п.п. 8.1, 8.4 ГОСТ Р 58576-2019 порядок и чистоту в вагонах следует поддерживать на протяжении всего пути следования; в течение всей поездки пассажиры поезда дальнего следования должны иметь возможность пользоваться санитарно-гигиеническим модулем.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.