Как сложная производственная информация становится изящным текстом — знает оператор ЭВМ ТЭСЦ-2 СТЗ Ольга Говорухина
В редакцию пришла инициативная группа женщин.
– Наша коллега выходит на пенсию, и мы очень хотим рассказать со страниц газеты о том, как хорошо нам было работать вместе с ней,– сказали они.
Согласитесь, это большая редкость, когда люди жаждут сказать о человеке хорошие слова. Разве может «Рабочка» отказать? Рабочий человек – главный герой на её страницах.
Знакомьтесь, Ольга Геннадьевна Говорухина. Почти 40 лет посвятила она работе на Северском трубном заводе. Она оператор ЭВМ (электронно-вычислительная машина) и ПЭВМ (персональная ЭВМ), вместе с коллегами работает с большими потоками информации, обрабатывают её с помощью электронно-вычислительной аппаратуры и переводят в удобочитаемые отчёты.
На верхнем фото: 1990-е годы. Ольга Говорухина за ПЭВМ, которые в это время заменили ЭВМ. В кадре слева – АЦПУ (алфавитно-цифровое печатающее устройство), предназначенное для печати готовой информации. Для одного отчёта требовалось до 10 рулонов бумаги (длина каждого – несколько десятков метров)
Зарплату считали всю ночь
Она пришла на завод в начале 1980-х в информационно-вычислительный центр бюро эксплуатации задач. Начала осваивать профессию под мудрым наставничеством руководителя бюро Надежды Калининой и опытного оператора ЭВМ Светланы Дробининой. Нельзя не сказать, что ЭВМ в 80-е гг.– это совсем не те машины, какие вы видите сегодня (для одного компьютера требуется всего-то письменный стол, а его процессор умещается в одной микросхеме).
Знаменитые М‑4030, ЕС‑1022, ЕС‑1035, пущенные в эксплуатацию в то время, размещались в больших (до 50 квадратных метров ) машинных залах, где в металлических шкафах хранились накопители магнитных лент и диски с информацией. Здесь нельзя было находиться без белого халата и сменной обуви.
Галина Максимова:
– В то время это была очень редкая профессия, очень нужная на таком мощном предприятии, как Северский трубный завод. У нас в ИВЦ было только 8 операторов. Мы работали в жёстких временных рамках, так как программистами, которые тоже работали на ЭВМ, задавался очень короткий промежуток времени на ту или иную операцию. Например, 15 минут давалось на ввод информации по производству и отгрузке труб ТЭСЦ № 2, 5 минут – на корректировки. Не успела – задержала работу программиста. Нужно было уметь быстро находить выход из внештатных ситуаций, например, при сбое каких-либо периферических устройств (тех, которые подключаются к процессору ЭВМ извне – прим. ред.).
И Ольга прекрасно справлялась с такого рода трудностями благодаря своей собранности и сообразительности. А как она работала на ЭВМ М‑4030 – залюбуешься! Пальцы бегали на УПДЛ (устройство подготовки данных на перфоленте – прим. ред.) так быстро, что завораживали взгляд. Она была активной участницей всех цеховых мероприятий, в конкурсах профессионального мастерства она занимала призовые места.
– Накопители магнитных дисков были очень тяжёлые,– вспоминает коллега Ольги Геннадьевны Елена Изгагина.–Это сейчас заводишь данные по той же зарплате в программу, и она за несколько минут выводит результат на листе А4. А в то время лист бумаги заменял тяжеленный рулон бумаги. И прежде чем информация была напечатана на нём, она обрабатывалась машиной в течение 5–6 часов. К примеру, просчёт по данным кассы взаимопомощи мог идти все 8 часов ночной смены, а утром её забирали экономисты.
Сегодня работа оператора ЭВМ уже не требует перемещения тяжёлых дисков, сражений со сбоившими дисководами, скручивания в рулоны километров бумаги. Но по-прежнему нужно быть очень внимательным, много думать, договариваться и получать нужную информацию от людей из совершенно разных служб завода, что в очередной раз доказывает, что в любой профессии никуда без умения выстраивать коммуникации с людьми, даже когда ты работаешь с ЭВМ.
– Оля на телефоне, как рыба в воде,–говорят её коллеги.–Ей постоянно звонят, она тут же решает вопросы. Это высокое мастерство – знать, кого спросить и какой вопрос задать, чтобы решить проблему.
«Нас сближает штрипс»
С недавних пор операторы ЭВМ ТЭСЦ № 2 рассчитывают сырьё для производства труб – штрипс. И это новое направление по-настоящему сблизило коллектив операторов ЭВМ.
– Данные по штрипсу считает новая, ещё не совершенная программа, и мы часто сталкиваемся со сложностями в подсчётах,– рассказали они.– Каждый раз, отыскивая решение, мы обращаемся за помощью друг к другу, устраиваем мозговые штурмы. Одна голова хорошо, а четыре – ещё лучше. У каждой проблемы свой, уникальный сценарий. Вот недавно мы нашли ошибку, которая выпадала последний раз пять лет назад. И нашёлся человек, который вспомнил её – решение было найдено. В нашем деле без дружеского плеча совершенно невозможно. Нельзя просто войти в программу и исправить ошибку, как это делается в обычных пользовательских программах, здесь нужно вносить корректировки разного уровня.
«Оля – наша палочка-выручалочка»
Общительная, коммуникабельная, жизнерадостная – говорят об Ольге Геннадьевне коллеги. В работе–ответственная и требовательная, за чаем – приятна в общении и остроумна. Ей можно довериться.
Лариса Чистякова:
– Меня восхищает в Ольге её настойчивость в поиске решений. Если ей что-то непонятно, она обязательно дойдёт до сути, досконально изучит тему и решит вопрос.
Наталья Михайлова:
– Её усердие в работе заряжает энергией всех вокруг. Она всегда готова помочь, если нужно, дать подсказку, совет.
Галина Максимова:
– Она всегда старается поддержать, поднять настроение, если видит, что кому-то из нас плохо. А ведь я тоже стала оператором ЭВМ благодаря ей. Оля с таким восторгом рассказывала о своей работе, что я тоже устроилась в ИВЦ.
Алёна Симонова, ученица Ольги Говорухиной:
– Я пришла работать в ИВЦ год назад из совершенно другой профессиональной сферы. И Ольга Геннадьевна стала моим первым учителем в новой профессии, по-настоящему моей второй мамой. Терпеливо и по-доброму она ввела меня в курс дела, всё очень подробно объяснила и показала.
Коллеги желают Ольге Геннадьевне здоровья и долгих лет, света и тепла её дому. Они благодарят её за дружбу, понимание и доброту!
Оксана Жаворонкина
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.