Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

10 (29) июля 1726 года – в Полевском заводе родился Козьма Дмитриевич Фролов, выдающийся русский изобретатель, гидротехник


Нет рекламных блоков.

1726 год — Козьма Дмитриевич родился в семье плавильщика меди. Окончив словесную школу, в 1738 он был зачислен в арифметическую школу при Полевском заводе, где изучал арифметику, геометрию, горное дело, механику и частично другие разделы физики, а также минералогию.

В возрасте 18 лет Фролов был записан в рудокопщики в звании «горного ученика», т. е. подмастерья. Через год его направили «за писаря» при караване судов, сплавлявших металлы и металлические изделия по рекам Чусовой и Каме. Затем Фролов направлен был на Гумешевский медный рудник, где находился вплоть до 1748 года.

В 1748 году Фролов участвовал в разведывательной партии, отправленной на поиски свинцовой руды по берегам реки Чусовой. По возвращении из экспедиции его поставили на строительство конных водоподъемников, что откачивали воду из рудников. Здесь он впервые применил свои инженерные способности.

В 1751 году был переведен из горных учеников в мастеровые-горняки. Ему была поручена вполне самостоятельная работа по разведке на реках Яике (Урал) и Белой месторождений различных рудных и нерудных ископаемых.

В 1758 году Фролов был направлен в Олонецкую губернию на Воицкий рудник для налаживания горных работ разного рода, в первую очередь – промывки золота. По возвращении на Урал в 1759 году штейгер Фролов был назначен руководителем горных заводов на Березовских золотых промыслах. Здесь он усовершенствовал процесс золотодобычи: изобрел и построил в 1760 году машину, на которой промывка золота позволила сократить до двух третей прежнего количества рабочих и со сбережением значительных расходов. Кроме того, он предложил прорезать золотоносные породы Березовского месторождения грандиозной штольней протяжением более 2 км с тем, чтобы вести разработку месторождений сразу на большом протяжении.

В 1761 году, проезжая через Урал на Алтай, начальник Колывано-Воскресенских заводов А.И. Порошин узнал об изобретениях штейгера Фролова, который руководил важнейшими золотыми промыслами Урала. Уже в следующем году Порошин вытребовал в свое распоряжение штейгера Козьму Фролова. Желая сохранить такого специалиста, как Фролов, Екатеринбургское управление золотыми промыслами спешно присвоило ему звание обер-штейгера и вошло с ходатайством в Берг-коллегию об ускорении производства его в чин шихтмейстера. Одновременно управление обратилось в сенат с просьбой об отмене распоряжения Порошина и посылке на Колывано-Воскресенские заводы не самого Фролова, а одного из его помощников. Но ответа из Петербурга не последовало.

3 февраля 1763 года Фролов приехал на Алтай и был направлен на Змеиногорский рудник.

Екатеринбургское управление золотыми промыслами целый год пыталось вернуть назад искусного мастера, но безуспешно. В итоге именно на Змеиногорском руднике Фролов сделал одно из своих главных изобретений – первую в мире подземную установку с водоналивными колесами диаметром 16 и 17 метров. Это был прообраз завода-автомата.

Его сын Павел пускал на Гумешках первую на Урале паровую машину.

21 марта 1800 года Козьма Дмитриевич Фролов скончался.

Назад

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля