В Москве – Царь-пушка, а у нас – царь-ларец
Музей «Малахитовая шкатулка» побил свой же мировой рекорд. Самая большая в мире малахитовая шкатулка была до недавнего времени размером 30 на 20 см, и находилась она в одноимённом народном музее Полевского. На днях появился новый экспонат – царь-ларец из малахита длиной 50 см – и сразу взял мировое лидерство. Впечатляющее размером, богатым придумистым узором произведение искусства стоит в музее «Малахитовая шкатулка» под покрывалом до поры до времени.
И «Рабочая правда» с удовольствием рассказала подробности появления «царя» на свет – впечатлениями и неожиданными мыслями поделился с нами мастер ларца, известный уральский художник-камнерез Лев Павлович Никитин, чьими изделиями восхищались Катрин Денёв, Никас Сафронов, Фёдор Конюхов.
Камень камней
Лев Никитин: – Малахит – единственный камень, который полностью отдаёт себя человеку на творчество. Его можно разобрать, перекроить, перевернуть, собрать по-новому. Это интереснейшая, совместная с Создателем работа, отнюдь не для простых ремесленников, но очень трудоёмкая – малахит надо распустить, т. е. распилить, разобрать на пластины, потом подбирать и формировать рисунок, узор. Этот способ укладки камня называется русской мозаикой. Очень точно.
– Многие до сих пор уверены, что малахитовый узор, который мы видим в изделиях, создала природа и само изделие выточено из цельного камня.
Лев Никитин: – Так расточительно малахит не использовали даже во времена Демидовых. Например, в вашем полевском царь-ларце есть крепкая основа – змеевик и долерит. Рисунок мозаики я придумал исходя из полученного материала и масштабов изделия. Он, конечно же, не мелкий. Для большой вещи должен быть крупный развод, чтобы подчеркнуть размер и показать красоту камня.
– Жаль, что гумёшевского малахита уже давно нет – остался в редких частных коллекциях небольшими объёмами. Но есть камень тагильский, из нейво-рудянских отвалов. Он по смыслу ближе нам. Почему для изготовления полевского царь-ларца Вы выбрали малахит африканского месторождения?
Лев Никитин: – Камень я выбирал исключительно по красоте. Хотелось, чтобы Полевской увидел настоящего «царя», а мнение, что уральский малахит лучше – иллюзия. Да, уральский привлекает мягкостью и структурой – часто он плисовый, «играет» на солнце, но я видел экземпляры из Африки, которым уральский камень в подмётки не годится. Да и творчество мастера не стоит сбрасывать со счетов – хоть миниатюрная шкатулка, хоть самый большой в мире малахитовый ларец делаются руками и фантазией человека.
– Уж не сказы ли Бажова вдохновили Вас на выбор жизненного пути?
Лев Никитин: – Не сказы привели меня в камнерезную мастерскую, а неприглядная быль – в начале 90-х мне, как и многим другим, перестали давать зарплату (я работал тогда баянистом в ДК Уралмашзавода), а на руках семья, новорождённый сын. По приглашению соседа отправился в камнерезную мастерскую подработать, за одну ночь сделал шкатулку из родонита и не мог дождаться следующего случая – так меня зацепило это дело! Когда устроился на постоянную работу в мастерскую, вставал в 4–5 утра от нетерпения.
– Чего ждали? Ведь камнерезное дело – это часто довольно механическая работа.
Лев Никитин: – Не всё так просто. Во-первых, я никогда не работал исключительно ради денег. Мне важно создавать красоту. Во-вторых, камень – творение Создателя. Работа с ним требует внимания и… везения.
– Как Вы замечаете везение? При работе с нашим царь-ларцом везение было?
Лев Никитин: – Царь получился?
– Ещё какой!
Лев Никитин: – Значит, было!
КОММЕНТАРИЙ
Александр Федосов, создатель музея «Малахитовая шкатулка»:
– Полевской остаётся обладателем самой большой в мире малахитовой шкатулки, но с помощью гранта БФ «Синара» нам наконец удалось создать эффектную, по-настоящему впечатляющую размерами вещь. Впрочем, проект создания царь-ларца глобальнее. Наша цель была также познакомить широкого зрителя с искусством укладки малахита в знаменитой технике русской мозаики, с поэтапной работой мастера. Есть в наличии фото- и видеоматериалы, так что самый любознательный посетитель музея «Малахитовая шкатулка» будет иметь возможность «заглянуть» в мастерскую камнереза и рассмотреть в подробностях работу с малахитом.
Хочу отметить, что царь-ларец – один из самых значимых подарков Полевскому к дню рождения Павла Бажова. Есть и другие. Например, из Старого Оскола прибыла полутораметровая каменная Хозяйка Медной горы – полевская мадонна, как мы её окрестили; из Бермингема – старый Палех, коллекция из 12 предметов на тему сказов Бажова.
Каждое из новых приобретений ценно – они восхищают и в мире вездесущего ширпотреба, массовой культуры развивают особый художественный вкус.
Беседовала Ирина Владимирова
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.