Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Почти тринадцать «киповских» лет. Об Александре Тарасове, заводчанине


Нет рекламных блоков.

Для Александра Тарасова, бывшего начальника цеха КИПиА СТЗ, 13 – это не сакральное число.
Он не из мистиков, а из смело мыслящих людей старой советской закалки

Семья Тарасовых родом с Вятки. Жили они в деревне Дуброва Кировской области. Анатолий Григорьевич Тарасов, служа после войны сверхсрочную на Западной Украине и гоняясь за бандеровцами, тогда и не подозревал, что спустя некоторое время окажется на Урале. А всё потому, что его невеста Тася приехала из вяткинской деревеньки Метели к  тётке в Полевской, да так и осталась здесь.

Отслужив, Анатолий Тарасов приехал в Полевской. Поступил на Северский металлургический завод в копровый цех. Забрал невесту от тётки, молодая семья справила новоселье в комнатушке на Малаховой. Но была мечта – жить в доме, как было в деревне. А потому на семейном совете приняли решение строить дом. Приехал с Вятки Тарасов-старший,
дед Григорий Макарович. Выписали лес, по снегу хлысты вывезли с Высокого столба. Дом ставили с помощью родни–постепенно все по линии Тарасовых и родственники Таисии перебрались с Вятки в Полевской.

Средний сын
В семье Анатолия и Таисии родилось трое детей, сын Саша–средний. Понятно, что спокойно пацану не жилось, бывало, доставал старшую сестру. И получал от неё. Однажды даже «заработал» синяк под глазом, за дело– мешал сестре, когда та мыла посуду. Память у Александра Анатольевича–дай Бог каждому! Помнит должности, имена-отчества и фамилии всех, с кем сталкивала жизнь. Что интересно–в разговоре как бы мимоходом давал короткую, но ёмкую характеристику каждому. «Хороший был мужик», «Плохой человек (читай редиска)» и т. д.

Была пятёрка, стала тройка
Разные люди оставляли разные зарубки на линии жизни Тарасова. Осталась такая и со школы. Саша Тарасов учился хорошо, в аттестате стояла одна тройка. Скандальная. И вот почему: в школе № 14 преподавала историю Роза Николаевна Корепанова, за год у 10-классника Тарасова выходила пятёрка. Но на консультации перед экзаменом мальчишки – не с голоду, конечно, так, ради баловства, решили пожевать пшеницу. Учительница сделала раз замечание, два, а потом замахнулась указкой, а Саша Тарасов подставил руку. От его руки указка сломалась. И этот эпизод на экзамене вылился в принципиальную тройку.

Несмотря ни на что школу Александр Анатольевич вспоминает с благодарностью: физику и математику он любил всегда. Школьное преподавание было настолько сильным, что он поступил в институт спустя четыре года после окончания школы без дополнительных курсов. Но сразу после школы поступить не смог, пошёл на СТЗ. Его приняли учеником электрослесаря в ТЭСЦ‑2. Первым наставником Александра Тарасова стал Борис Васильевич Мигунов. Тогда разряды ученикам присваивали в отделе техучёбы. Тарасов с лёгкостью нарисовал заданную схему двигателя, с полной защитой. И ему был присвоен четвёртый разряд.

Мама
Потом была повестка в армию. Ракетные войска стратегического назначения. Техническое обслуживание боеголовок, командировки от Прибалтики до Урала и от Севера до  Феодосии.  Из двух лет службы – год на колёсах. Но сначала – ноябрь, отдельный учебный полк. Холод, резиновые сапоги, двустороннее воспаление лёгких. Три недели в госпитале. В один из парко-хозяйственных дней – крик дневального: «Курсант Тарасов, на выход!»

На улице ждал офицер.

– Почему маме не пишешь? – накинулся тот.
– В госпитале лежал, товарищ старший лейтенант. Не хотел волновать её.
– Напиши маме!
Мамы, они такие у нас. Из-под земли достанут, если надо. Таисия Никифоровна, находясь в Полевском, разыскала родственников того самого офицера, чтобы узнать, что с сыном. Уже когда Александр Тарасов служил в Новгороде-17, на минуточку, в сверхзасекреченной воинской части, его снова вызвало начальство.

– Откуда твоя мама узнала телефон? – спрашивают.

Тарасов только глазами хлопнул – телефон был установлен в части пару месяцев назад. А мама Александра как-то смогла узнать этот номер.
– Так, даём тебе добро на звонок маме. Ознакомься с книгой звонков, что нельзя говорить!

Александр не только позвонил маме, но и на 8 Марта приехал в отпуск (дали как отличнику боевой и политической подготовки). После службы в армии год отработал  электриком в Свердловском политехническом техникуме. Однажды мама кинулась к Александру:

– Тебе вызов в милицию, что ты натворил, Саша?!
Оказалось, что ещё в армии Тарасов заполнил анкету на курсы агитаторов. Но ехать в Москву на учёбу отказался. Как и стать студентом сразу второго курса политехникума.

Рисуй интегралы, выучишь позже
Он поступил в Рижский институт инженеров гражданской авиации на радиотехнический факультет. На первый курс было зачислено 250 человек, к концу курса осталось 170.
Александр Анатольевич с теплом вспоминает преподавателей вуза. Физику преподавал Курт Шварц, директор Саласпилсского ядерного реактора. Молча рисовал на доске интегралы.

– Да мы ничего этого не знаем! – кричали студенты. В ответ на это Курт Куртович разворачивался и скупо отвешивал слова:
– Рисуйте. Узнаете.

И узнавали – буквально до кипения мозгов, благодаря Валентине Васильевне Овсянниковой, преподававшей высшую математику. Она не щадила своего времени, а уж про  время студентов и говорить нечего. Зато был результат – прочно въевшиеся знания,  что не выветрили десятилетия.

Бетон на лимонаде
Были в студенчестве Тарасова и тренажёр ТУ-154, на котором «налетались» все, кто хотел, и стройотряд. Однажды командира стройотряда Александра Тарасова отправили на  объект – строить фундамент под пивные баки на Даугавпилсском пивзаводе. Задание есть – воды нет. Что делать?

Директор вызывает технолога:
– У вас что сейчас на розливе?
– Лимонад.
– Разворачивайте линии!

И Тарасов со товарищи замешивали бетон на… лимонаде.

Рига-Норильск-Полевской
Женился Тарасов тоже в студенчестве. На девушке, у которой тоже были вятские корни. Татьяна жила с Александром на одной улице в Полевском и дождалась его из армии. Пока учился в Риге, с женой поменяли восемь квартир. Однажды даже сняли подвальную квартиру, с земляным полом. Жена, увидев это, заплакала. И тогда Тарасов отыскал в магазине шикарную тахту, которая хоть как-то скрывала убогость комнатушки.

После окончания института семья Тарасовых улетела жить и работать в Норильск. Там родились сыновья Александра Анатольевича. Спустя 13 лет, в 1991 году, Тарасовы  вернулись на родину, в Полевской. В январе 1992 года, после того, как уладил квартирные дела, Александр Тарасов пришёл в отдел кадров СТЗ. Но попал не в трубопрокатный цех, как думал изначально, а в т. н. 15-й цех завода–в пусковую группу на мебельную фабрику «УралЛиберти» электромонтёром 6 разряда.

На завод
И лишь спустя семь лет, в марте 1999 года, по приглашению тогда зам. начальника ТЭСЦ‑2 Александра Ананьева, Александр Тарасов пришёл туда, где начал свой трудовой путь в 1970 году,– мастером участка централизованного ремонта электро- и энергооборудования. В подчинении было 40 человек.

В марте 2003 года Александра Тарасова вызвал к себе тогда технический директор СТЗ Михаил Васильевич Зуев. Стал расспрашивать: где учился, где служил, кем работал. А потом сказал:
– Главный энергетик рекомендует Вас на должность начальника цеха КИПиА.

– Не было разговора,–прямо, как всегда, ответил Тарасов.

– Новая должность, ответственная. Не боишься?

– Кого?–последовал дерзкий ответ.

– Давай попробуем,–закончил разговор Зуев.

Александр Тарасов и Александр Симонов

Начальник киповцев
Тарасов на следующее утро прошёл экзамен у заместителя главного энергетика завода по электричеству. Затем –оперативка в цехе КИПиА. Тарасова как будущего начальника цеха представил главный энергетик завода Владимир Широков.

Александр Симонов в то время уже несколько лет работал в должности исполняющего обязанности начальника цеха.

– Александр Николаевич, умница, профессионал, проработал на заводе 50 с лишним лет, он в тот день хмуро на меня взглянул из-под опущенной головы. Я ведь до того утра ни разу в цехе не был, ни приборов не знал, ни давления, ни температуры, ни расходомеров. Главное, что у меня было, – сильное высшее образование. Через пару недель, при сравнении расчётов расходомеров, которые у нас сошлись, мы сняли все вопросы друг к другу. С 1 июня 2003 года я был назначен начальником цеха КИПиА.

Кто в авторитете?
Это было горячее время на заводе – модернизация сталеплавильного и трубопрокатного производств. И Александр Анатольевич с головой был погружён в этот процесс,  дотошно, до тонкостей изучал оборудование, его работу, а потому знал или мог просчитать причины поломок.

Как-то уже управляющий директор завода Михаил Зуев спросил Тарасова:
– Кто у тебя в авторитете?

– Без вопросов–Александр Николаевич Симонов.

Упрям и настырен
По единодушному мнению коллег, вклад Александра Анатольевича в пуск таких объектов, как печь-ковш, дуговая сталеплавильная печь, машина непрерывной разливки стали, непрерывный стан и других невозможно переоценить. Им было принято много непростых, но верных решений. Тарасову пришлось лично принимать технические решения по согласованию изменений в проекты, предлагать решения по приобретению нового оборудования для вновь строящихся объектов, изучать более совершенные системы и схемы
по монтажу приборов КИПиА.

Возглавляя коллектив, он всегда пытался сохранить его лучшие традиции, при этом не боялся внедрять что-то новое, а его уверенность в успехе заряжала коллектив цеха оптимизмом, заставляла поверить в свои силы. Въедливость, настырность Тарасова помогла ему в своё время понять причину аварийной остановки кольцевой печи № 2 в трубопрокатном цехе. Она крылась в дефектах термопар. Конечно, прямота и настойчивость Тарасова не всем нравились, но другим человеком он не умеет быть.

Процесс управления – он непрерывен. При реорганизации в 2016 году цех КИПиА был ликвидирован. В Тарасове как руководителе надобность отпала. Технарей-профессионалов, видимо, на заводе достаточно. В январе 2016 года Александр Анатольевич ушёл на пенсию.

Свои знания и опыт Александр Тарасов сейчас применяет в коллективном саду, он – активист СНТ «Надежда». С его участием успешно решаются вопросы электро- и водоснабжения. Он ратует за справедливое и честное управление садом.

В большой родне Тарасовых сложилась закономерность: жёны двоюродных братьев – учителя. Супруга Татьяна тоже по первому образованию была педагогом. Поэтому он верит,  что все Тарасовы были и останутся широко эрудированными людьми. Но самое для него важное – внуки продолжают фамилию Тарасовых, и он надеется, что они будут тверды характером, в деда.

Удивлялась бездне эрудиции
юбиляра Ирина Григорьева

Уважаемый Александр Анатольевич! Мы от души поздравляем Вас с юбилейным днём рождения! 
Вы по-прежнему в курсе всех событий, часто навещаете персонал службы КИПиА, ведь 12 лет во главе цеха – это не просто период в жизни, а огромный путь, полный взлётов и  побед, радостей и успехов, пережитых вместе!
Любовь к своему делу, естественность, простота души–Ваши отличительные особенности. Ваше умение  общаться, дружелюбие вызывают искреннее уважение у тех, с кем Вам пришлось работать. Вы по-прежнему обладаете каким-то неугасающим моральным импульсом, умеете видеть новое во множестве разных ситуаций и всегда готовы прийти на помощь ветеранам цеха КИПиА.
Желаем Вам здоровья, долгих лет жизни, успехов. Будьте счастливы!
От всей души благодарим за острый ум, справедливость и лояльность, проявленную к нам. Любим Вас, помним Ваши добрые дела, чтим традиции, сформированные Вами и безмерно благодарны за время, пережитое вместе!

Коллектив электроцеха СТЗ,
служба КИПиА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться новостью в соцсети
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.