Думали не о салатах, а как сварить первую северскую трубу. Рассказывает ветеран СТЗ Сергей Смольников
Это был канун Нового года, когда северские металлурги стали новоиспечёнными трубниками. Без красных лент и фанфар
Ветеран Северского трубного завода Сергей Смольников до сих пор активный. Почётный пенсионер города, в свои 84 года принимает участие в работе местного общества слепых. Иногда сочиняет стихи и каждый день делает зарядку. Так получилось, что его трудовая жизнь целиком и полностью была посвящена введению в строй новых цехов и предприятий. Он был в числе первых, кому посчастливилось 60 лет назад не только видеть, но и принимать участие в превращении Северского металлургического завода в трубный.
У заводских ворот
А жизнь его начиналась в Красноуральске. Босоногое детство запомнилось играми на улице, когда палками гоняли колёса или гоняли «попа» (так называлась игра, когда нужно было палкой сбить мишень), занимались спортом – бегали, ходили на лыжах, катались на коньках. И ждали своих отцов с фронта.
– Как началась война, отец сразу ушёл на фронт. Мне три года было . После мая 1945 года начали возвращаться мужчины. И я стал ходить на вокзал и ждать отца, хотя совсем не помнил его лицо. Отец вернулся только в ноябре. Но самое интересное, что в 9 классе мы поехали на экскурсию на медеплавильный завод – и там я понял, что отца я ходил встречать не на вокзал, а на завод. За воротами ходили поезда, а я маленький был и не понял, что ворота были заводскими,– вспоминает он.
С первого взгляда
Свою будущую профессию он искал вместе с другом. Впервые оказавшись в Свердловске, они пешком ходили в поисках образовательных учреждений.
– По дороге – железнодорожный институт. Зашли. Сразу вспомнил, как мы ездили на паровозе. Нет, не нравится. Пошли дальше. Добрались до автодорожного техникума. А как-то в Красноуральске был случай: стоит машина, в замке зажигания ключ оставлен, я залез, повернул. Тыр-пыр – не заводится. Сейчас вот думаю, если б завелась – ох, и попало бы мне от хозяина по шее. На мотоцикле знакомых не раз катался, нравилось. Вот и говорю другу: «Всё, больше никуда не пойду. Это моё. И он со мной поступил»,– рассказывает Сергей Георгиевич.
В техникуме не только профессию механика получил, но и встретил свою будущую жену – полевчанку Евгению. Поженились сразу после окончания учёбы, в 1960 году. И после работы по направлению в Кудымкаре и службы в армии Сергей Георгиевич переехал на родину жены. Так судьба связала его с Полевским. Городом, где он вырос профессионально.
Среди первых – завод ЖБИ
Первым пусковым объектом для молодого механика Сергея Смольникова стал завод ЖБИ, он работал в управлении механизации треста «Северскстрой».
– Однажды разговорился с Анатолием Николаевичем Коротким (в будущем он станет старшим мастером ТЭСЦ‑2 СТЗ и почётным металлургом), он работал по договору на строительстве трубоэлектросварочного цеха. Своими идеями и рассказами он так меня увлёк, что в начале января 1963 года я оказался перед такими же заводскими воротами, как в Красноуральске, когда думал, что хожу на вокзал,– вспоминает Сергей Георгиевич.
Через пару месяцев слесаря пусковой группы Сергея Смольникова в составе большой делегации – 30 человек – отправили в Сибирь. На Новосибирском металлургическом заводе они впервые увидели трубоэлектросварочный стан 20–108 – учились настраивать его и делать перевалку. Но это был лишь примерный опыт, ведь строящийся стан на Северском заводе был первым и уникальным в Советском Союзе. И первопроходцами стали именно северские металлурги.
Трёхмесячная практика закончилась быстро – будущие трубники вернулись на свой завод. Как раз к моменту монтажа и наладки оборудования стана. Пока кранами монтировались тяжеловесные клети и клетевые блоки, слесари оборудовали свои площадки, выполняли сборку и ревизию клетей формовочного и калибровочного станов, настраивали их. Сергей Георгиевич руководил всем этим процессом – он был бригадиром по ремонту, перевалке и настройке клетей. За опытом работы ездил на Новомосковский, Днепропетровский и Никопольский заводы.
Попытка как пытка
К сварке первой трубы приступали дважды. Знаменательное событие должно было свершиться 30 декабря, поэтому вокруг собрались не только представители государственной комиссии, но и все, кто был причастен к строительству и пуску нового цеха – от директора до простого рабочего. Но как ни старались – историческим момент не получился.
– С утра в течение нескольких часов заводили металлическую ленту (штрипс) в стан, а около 14:00 предприняли первую попытку сварить трубу. Ничего не вышло. Одна из причин была в том, что перед приходом госкомиссии было внесено столько необдуманных предложений от руководства, что стан «раскрутили» до невозможности,– вспоминает Сергей Георгиевич.– А другая – формовочный стан не был полностью укомплектован, и труба начинала формироваться только с третьей клети.
Одним из первых площадку покинул председатель госкомиссии Ю.М. Матвеев. Все потихоньку разошлись, а виновники «торжества» остались в цехе до утра.
– Аскольд Михайлович Меньщиков принёс какие-то одеяла и расстелил их в машзале, чтобы мы немного передохнули. Домой вернулись только к утру. Но и там отдохнуть не удалось – в два часа дня 31 декабря нас снова вызвали в цех,– рассказывает Сергей Георгиевич.
Никакого начальства
В цех пришли только те, кто был задействован непосредственно в процессе производства трубы. «Начальник цеха Меньщиков принял мудрое решение – привлечь только исполнителей, никакого начальства. Было решено начать с того, чтобы восстановить настройку стана в первозданном виде, как полагалось по расчётам, и избавиться тем самым от всех «рецептов» предыдущего дня. Эта задача была возложена на С.Г. Смольникова, бригадира слесарей-настройщиков, и меня, калибровщика, по расчётам которого производилась настройка. Нас никто не торопил, и мы за несколько часов осуществили настройку. С.Г. Смольников был, как говорят, механик от Бога»,– писал Игорь Пичурин в книге «Устремлённость в будущее, или В 50 лет всё только начинается».
– Каждый валок в клети мы измеряли по натянутой металлической струне и уровню – всё тщательно проверяли. Оттого процесс длился очень медленно. Как только всё было
готово, снова завели штрипс в стан. На сварке в тот день были новосибирцы Виталий Викторович Макаров и Евгений Петрович Кизько. Когда в трёхвалковом блоке подвели концы будущей трубы, Макаров как закричит: «Кожи не хватает!» Оказалось, что Первоуральский старотрубный завод прислал штрипс не той толщины. Вот и не хватало дотянуть. Дожимали уже в сварочном узле,– вспоминает Сергей Смольников.– Труба была разрезана на кольца-образцы, которые отправили в министерство, обком и горком партии.
Первый тост – за первую трубу
Пока вся страна накрывала столы, доготавливала салаты и с нетерпением ждала встречи нового, 1964 года, новоиспечённые северские трубники заедали тяжело доставшуюся победу хлебом и сыром. Было 8 часов вечера. Дома Сергея Смольникова ждала жена, в то время беременная уже вторым ребёнком. Без какой-либо тени обиды, что муж пропадает на работе.
Евгения Михайловна вспоминает, что все тогда жили интересами завода и все мечтали, чтобы задание государства скорее было выполнено. В тот Новый год она, уже не надеясь, что муж придёт, пошла к друзьям. Но к полуночи он всё же успел – и они одними из первых узнали о свершившемся. И первый тост супруги подняли за первую трубу, а не за Новый год.
Трубы поштучно
С нового года начали выдавать трубу поштучно – на плакате, что висел на двери кабинета мастера, отмечали: сварено 10, 20, 50 труб… Освоение новой продукции продолжалось, исправлялись недостатки технологии, вносились коррективы. И как писал заместитель главного инженера завода по трубному производству, член пусковой группы Николай Александрович Богатов, «изготовление труб на Северском заводе скорее напоминало промышленную базу научно-исследовательских институтов, с участием которых создавались новые образцы труб, сварочной техники и технологические процессы».
Трубоэлектросварочный цех № 2 в трудовой судьбе Сергея Георгиевича был самой важной страницей, которую вместе с ним писали сотни человек. Аскольд Михайлович Меньщиков, Рудольф Генрихович Янно, Игорь Ильич Пичурин, Герман Иосифович Волович, Николай Александрович Богатов, Алексей Михайлович Зюзёв, Прокопий Иванович Пасютин, Владимир Александрович Кузнецов, Иван Андреевич Коробейников, Александр Алексеевич Бабанов, Виктор Петрович Кречковский, Юрий Дмитриевич
Мельников, Виктор Иванович Храмцов, Михаил Александрович Мурин и другие.
Часть из них вскоре уехала работать на Волжский завод. Сергей Георгиевич же решил остаться на Северском трубном. Но жизнь продолжала подкидывать ему новые задачи –
многолетней «командировкой» стала для него работа на «Вторчермете», он был здесь главным механиком, работал механиком в ТЭСЦ‑2, немного в ТЭСЦ‑3, строил базу отдыха «Трубник», возглавлял отдел оборудования на заводе. Когда тяжело стало ездить по командировкам, попросил перевести его на должность диспетчера производственного отдела. И на каждой должности он помнил первую северскую трубу – пример того, как надо преодолевать трудности и добиваться поставленных целей.
Елена Медведева
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.