Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Физруки. Нормативы сдать поможет, а вот встать на голову – нет

Павел Кочурин – учитель днём, а вечером тренер

Восьмой год Павел Александрович работает учителем физической культуры в школе № 14. Можно сказать, что работа сама нашла его. После окончания горного института  летом он работал физруком в лагере «Городок солнца». Там он и узнал о вакансии учителя в школе. Павел прошёл переподготовку и получил диплом. Свои тренировки по футболу не оставил и продолжил заниматься спортом. После работы в школе он помогает Алексею Абрамову тренировать детей в футбольной команде «Альском».

Дипломатия слова

Можно с уверенностью сказать, что футбол–это любимый вид спорта Павла Александровича. Со второго класса школы он сам посещал тренировки у известного тренера Алексея Фарнина. После школы играл за футбольный клуб «Урал», а в составе команды «ВИЗ-Синара» занял второе место в чемпионате России среди юношей 1991 г. р. Сегодня его ученики могут наблюдать разного Павла Александровича в один день. На тренировках он серьёзен и строг. На уроках в школе он более лоялен. Очень часто уроки физкультуры
посвящены и нравственному воспитанию. Не раз приходилось беседовать с детьми и объяснять им, «что такое хорошо и что такое плохо».

Бывали случаи, что коллеги просили повлиять на ребёнка, так скажем, по-мужски. С детьми нужно разговаривать, именно разговаривать, а не смотреть свысока, считает Павел Александрович. Только такие разговоры приносят результат. Особенно это заметно, когда работаешь с детьми-сиротами. Крики и угрозы тут бессильны, нужно найти подход к ребёнку, говорить с ним на его языке, что, в принципе, действует со всеми детьми. Дети, оставшиеся без родителей, начинают тебе доверять и в определённый момент, поняв,
что учителю можно верить, становятся незаменимыми помощниками, способными организовать и сплотить команду или класс. А если их назначить ответственными за других детей, то дисциплина будет обеспечена.

Физкультура не для всех? 

На уроках физкультуры Павел Кочурин пользуется принципом «не навреди». Тут и проявляется лояльность педагога. Он сам признаётся, что не научился в детстве вставать на голову и, соответственно, не сможет научить этому детей. Благо сейчас это упражнение не обязательно для прохождения в школе.

В этом плане бывают и расхождения во мнениях с коллегами. Часто детей оценивают только по обязательным упражнениям и нормативам. Не секрет, что не всем детям даётся физкультура. Есть такие, кому сложно выполнить кувырок или прыжки на скакалке. Тут для учителя физкультуры правила просты и прописаны в положениях. Норму сделал –оценка пять. Не выполнил – соответственно. Павел Александрович же оценивает работу ребёнка в целом на уроке. Почему бы не поставить ученику оценку на балл выше, если видно, что ребёнок старается, что упорствует, чтобы улучшить свой результат. Он частенько позволяет детям тренироваться на перемене или оставаться после занятий, чтобы сдать какой-то норматив. При этом дети, которые стесняются, отлично справляются с задачей, когда избавлены от посторонних глаз.

Главное для учителя – видеть желание и стремление к результату. Дети, которые имеют желание и не имеют возможности, достойны поощрения в оценке, другое дело, когда наоборот. У ребёнка есть все данные, а он довольствуется малым. Трудно научить чему-то того, кто не желает учиться.

За спортом будущее

Павел Кочурин уверен, что многое на уроке зависит от учителя. В его силах сделать самый скучный урок интересным. Рассказать детям о важном простыми и понятными словами. Добавить немного от себя, привести личный пример или пошутить. Чем легче воспринимается информация, тем проще кажется поставленная задача. И дети с ней
справляются.

Конечно, бывает так, что в одном классе собираются дети, как на подбор, активные и спортивные. С такими, естественно, легко работать. Но талант педагога именно в том, что
работать нужно убедить всех учеников. Насколько это позволяют физическая форма и уровень здоровья ребёнка. Дети сегодня в большинстве своём дополнительно занимаются только в одном кружке или секции. Безусловно, есть и другие примеры, но чаще всего ребята жалуются на отсутствие времени. Всем нам мешает телефон и неумение распределить своё время.

Заметно, что сейчас много делается для развития детского спорта. Об этом говорят и спортивные мероприятия, которые проводятся в городе, различные турниры, которые принимает наш город, а также развитие спортивных объектов. Больше всего радует доступность спортивных секций для детей. Павел Александрович отмечает, что это видно
даже по ситуациям во дворах. Если ещё лет десять назад корты были пустые и мало кто гонял мяч во дворе, то сегодня мы можем наблюдать активность.

Сам Павел вспоминает, как в молодости успевал и на футбол, и на баскетбол, и на каток зимой. Этим летом даже открыл для себя бадминтон. Времена меняются, и он надеется,
что самое плохое для спорта уже позади. И в будущем наши дети будут иметь возможности заниматься любимым видом спорта. Уже сейчас к этому есть все предпосылки.

Соблюдай баланс

Павел Кочурин–второй тренер команды «Альском», помогает тренировать мальчишек Алексею Абрамову. Когда заканчиваются уроки в школе, он спешит на тренировку. По словам Павла, он рад тому обстоятельству, что может работать в паре с таким человеком.

– Алексей Валерьевич–равно дисциплина. А дисциплина – это залог успеха. Часто можно услышать, что тренеры жёсткие, перегибают палку. Такой момент есть, но он оправдан результатами, – считает Павел Кочурин. – Если тренер мягкий и добрый–я в этого тренера не верю. Посмотрите на наших тренеров в Полевском. Ни один из них
не сюсюкает с детьми, а вы видите результаты полевских спортсменов. Нам есть чем гордиться.

Строгость проявляется на тренировках, но, как и у всех, у команды бывают досуг и свободное время на соревнованиях. И тогда идёт обычное дружеское общение с детьми, шутки и экскурсии. Соблюдать баланс между тренировками и уроками в школе тяжело, но необходимо.

– В этот момент у меня идёт огромная работа над собой, а это хорошо и способствует саморазвитию,– признаётся Павел Александрович. А с другой стороны, такая смена
деятельности влияет на него положительно. Умение переключаться придаёт бодрости и сил, а монотонность и однообразие, как известно, убивают всякое
желание работать.

Каждый год неповторим

Своего учителя физкультуры дети обожают. А вот физрук к классному руководству пока не готов. Как признаётся сам Павел, нужен опыт в воспитании собственных детей, а потом только можно браться воспитывать чужих. Он такого опыта не имеет. Хотя (раскроем секрет) свадьба уже назначена на сентябрь.

Каждый учебный год – это новый опыт, новые переживания и эмоции. И каждый класс даёт учителю необходимый опыт. Главное – уметь сделать правильные выводы. Павел Александрович в связи с этим вспоминает своих первых учеников. Он уверен, что благодаря им понял, как надо работать, и чего не стоит делать и позволять детям. Школа № 14 по количеству учеников не такая большая, тем ценней каждое их достижение. Учителя физкультуры не могут не радовать успехи его учеников в спорте.

Татьяна Чайковская

На заставке: лето 2021 года. Футбольный матч между сборными лагеря «Городок солнца». Команда сотрудников против команды детей. Несмотря на опыт и нешуточное сопротивление взрослых, победили дети

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться новостью в соцсети
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.