Учить и учиться. Взгляд с двух сторон
Так сложилось, что педагогической деятельностью Валерий Олегович Валов начал заниматься уже в осознанном возрасте. В 2016 году в возрасте 30 лет он пришел работать в школу.
Тогда наступил сложный момент, встал выбор: продолжать спасать свой бизнес или сменить сферу деятельности. Так пришла идея стать учителем. Ведь люди этой профессии приносят много пользы миру. Нужно отметить, что педагогика у него в крови. Мама Валерия Валова – учитель математики. Видимо, спящая предрасположенность к преподаванию взяла верх.
На базе своего уже имеющего образования Валерий Олегович переквалифицировался в преподавателя. Выбор пал на физику не случайно. Этот предмет связан с первым образованием инженера-геодезиста. «Физика близка к жизни», – так говорит он сам.
Для меня физика – наука злая, даже звучит угрожающе, а вот астрономия – сплошная романтика. Но Валерий Олегович меня спустил с астрономических небес на землю. Хоть астрономия и является локомотивом многих отраслей науки, но также может быть беспощадной. И все же слово «астрономия» манящее, как пломбир жарким летом.
Чему можно научить физикой
Кстати, у Валерия Валова с этими красивыми словами связана история поступления в вуз. Специальность «астрономо-геодезия» его привлекла красотой звучания. По его признанию, он знал только первое слово на тот момент. Как ни странно, на него и купился, осознание пришло позже. А далее роман со специальностью не сложился. Но, как и всегда, все, что ни происходит, дано нам для выводов.
Сам Валерий Олегович, как преподаватель астрономии, любит говорить — «Так сложились звезды».
Физику тоже можно преподать фантастически интересно. За время нашей беседы я начала осознавать это. В очередной раз убеждаюсь, что личность учителя и манера преподавания вносят огромный вклад в головы учеников и в их образование. Его ученики с 7-го по 11-й класс имеют удовольствие разобраться с этой сложной наукой.
Для каждого он ищет подход. Кого-то стоит заинтересовать более сложным понятиями, а кому-то, рассказывает на пальцах.
В голову и не приходило сравнить молекулы с кирпичиками Лего. Валерий Олегович на их примере описывает элементарные вещи, как ребенку. А ведь именно конструктор у детей сейчас на слуху. И из чего складывается наш мир, становится предельно понятно любому. Если перефразировать известную цитату, то можно сказать так: не надо задавать вопрос «Как научить физике?», надо задать вопрос «Чему я научу физикой?».
Всегда говори «да»
Премию Попечительского совета Валерий Валов получил за совокупность результатов работы, в том числе за результативность участия в конкурсах профессионального мастерства.
«Как Вы решились участвовать?»
Ответ звучит как мотиватор: «Всегда говори «да». Особенно чему-то новому и некомфортному для себя. Это прежде всего огромный опыт и результат. Этот простой ответ «да» заставляет тебя действовать».
Своих учеников он тоже поощряет на действия, то есть задавать вопросы. Интересоваться, а не сидеть молча. Физика и действие – это так символично, потому что вокруг нас всегда происходят физические процессы, ежесекундно.
«Нужно позволить ребенку ошибаться в рамках школьных уроков», – говорит Валерий Олегович. Из ошибок вытекают последствия и делаются выводы, тем самым формируя личность ребенка. И его желания. Эти знания и привычка действовать нам навсегда пригодятся в жизни. Ибо мы все с вами понимаем, к чему приводит покой.
Отношения с физикой
Когда человек приходит в педагогику с четким пониманием, чего он хочет для детей, а самое главное, для себя, то получается отличный результат. К участию в конкурсе побудили нарастающие успехи как педагога. Повышение успеваемости учеников, 3-е место на областном конкурсе в 2018 году.
Номинация на «Учителя года» и классное руководство.
Может быть, уроки физики сейчас отличаются большей мотивацией именно из-за многолетней работы в бизнес-сфере? Валерий Олегович откровенничает, что и это в том числе. А еще делится небольшими секретами, правда старыми, как мир.
Есть четкий алгоритм запоминания вещей. Нужно сложное перевести в простое. По-русски разжевать и свести научные термины к человеческому языку в самом начале ваших отношений с физикой.
Не теряйте времени даром
Для чего дана школа? На самом деле этим сакраментальным вопросом многие задаются. «Образовательный стандарт, кроме результатов по предмету, направлен на формирование навыков и качеств личности. Это очень хорошо», – признается Валерий Валов. Ведь проявление упорства – это личностное качество, действие так же.
Чтобы стать директором банка, нужно быть ответственным. Обладать упорством и быть эрудированным, как минимум. Директор если попал на семинар по физике, он не будет терять свое время и начнет работать. Задавать вопросы, решать задачи, включится в работу и диалог. Иначе будет скучно, и время пройдет зря. Так же и со школьниками. Валов так и говорит всегда своим ученикам — «Уж если вы сюда попали, не теряйте времени даром, включайтесь в работу на уроке». Это место для действия и платформа для будущего.
Космонавты тоже учились в школе и были детьми, так не упустите возможность заскочить на стартовую площадку своего жизненного корабля.
————————————-
Жить в правильном городе
для Алены Устиновой – это жить в городе, где говорят правильно. Номинантка премии Попсовета хочет реализовать свой проект на улицах Полевского.
Премия Попечительского совета вручена Алене за активную школьную жизнь. Это и участие во Всероссийской олимпиаде школьников на городском и областном уровнях, и участие в проектной деятельности, а также в командных интеллектуальных играх и конкурсах. Алене такая активная жизнь нравится. Как говорит ее мама Елена: «Если она за что-то берется, то выкладывается по максимуму, успевает все, порой даже жертвуя своим сном».
Алене сейчас 15 Еще будучи крохой, проявляла интерес к книгам. Обедали со сказками, спать шли с книжками. Читать научилась еще в детском саду, читая другим детям. С первого класса Алена учится на отлично. Она с 7-го класса участвует в олимпиадах на муниципальном уровне и с каждым годом улучшает свои результаты. В этом году она впервые вышла на региональный этап по трем предметам — русский язык, география и экономика, и по всем трем заняла призовые места. В ноябре прошлого года Алена участвовала в проекте фонда «Синара» «Точка опоры» и ездила на карьерный квест в Сочи.
Также она стала призером конкурса «Ученик года».
Не останавливаться на достигнутом
От большого количества олимпиад ей бывает нелегко, она очень переживает за каждую из них. С огромным волнением потом ждет результатов. Сама Алена призналась, что старается успевать как можно больше. Ей нравится процесс подготовки. Волнение на олимпиадах – ни с чем не сравнимое чувство. Зато потом, по признанию девушки, ожидание результатов тянется бесконечно долго. После этих мучительных ожиданий настоящей радостью становится ее фамилия, напечатанная в первых строчках протокола.
В следующем году Алена собирается занять места повыше на региональном этапе, а также вместе с учителем организовать проект «Правильный город – правильная речь», цель которого – повысить грамотность полевчан с помощью плакатов, которые будут развешаны по городу. Мама постоянно поддерживает дочь своей заботой. Безусловно, так и должно быть. Но Елена улыбается тому, что Алена уже взрослая и практически со всем справляется сама. А сама Алена добавляет: «Мои учителя не только дают мне драгоценные знания, но и поддерживают меня морально, я хочу сказать им за это большое спасибо. Я не планирую останавливаться на достигнутом, а буду покорять новые и новые вершины».
Держим кулачки, Алена. Пусть сбудутся твои мечты!
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.