«Пассажиру никогда не угодишь…» Исповедь кондуктора
На вид Анастасии не дашь больше 35 лет. Она – кондуктор на одном из городских маршрутов.
– Три утра. Встаю быстро, так как нужно успеть приготовить сыну обед на весь день. Без двадцати пять отправляюсь на рейс. Вообще-то, я люблю свою работу– много лет работала кондуктором на городских маршрутах в Екатеринбурге. И, наверное, не ушла бы, если б сын не подрос – сейчас живём в Полевском, – делится она. – На полевских рейсах я уже год, но всё никак не могу привыкнуть к огромному количеству хамства и грубости на местных маршрутах.
Вот несколько диалогов из практики. Чаще всего они похожи друг на друга:
– Предъявите документы на ребёнка.
– Обойдёшься!
В итоге–штраф, только не пассажиру, а мне.
– С коляской садимся на задней площадке.
– Где такое написано?!
– В правилах перевозки пассажиров на общественном транспорте.
– Вот если бы я их читала, я бы знала!
Но с передней площадки пассажирка не уходит, придерживает коляску, едет до конечной.
– До «Пятёрочки» доеду?
– До какой «Пятёрочки» Вам надо?
– Где БТИ.
– Я не местная, не могу сказать.
– Да тупорылая ты!
Спасибо, что не ударил…
Остро стоит вопрос с копеечной мелочью – все норовят от неё избавиться, а наша касса её вообще не принимает. Вот и пихаем друг другу, ходят 10-копеечные монетки по рукам. Кто-то иной раз буквально швыряет мне в ладонь эту мелочь.
Детская тема вообще особняком стоит. Ребёнка до 14 лет мы не имеем права высаживать, если он не оплатил проезд, если сел не на тот автобус. С одной стороны, это правильно, ребёнок остаётся в безопасности, с другой – кто-то злоупотребляет этим правилом: сел ребёнок не в свой автобус (они иной раз даже на номер не смотрят–запрыгивают), а родители пишут на нас жалобу.
«Ты повезёшь меня в Северский!»
Стою с водителем Андреем на конечной. Он 45 лет за рулём, 17 из них работал на машине скорой помощи, умеет маневрировать на узких улочках на большом 50-местном автобусе.
Говорит, что договориться с техникой всегда легче, чем с людьми.
– Нет сложнее работы, чем работа с людьми. Пассажиру никогда не угодишь. А защитить себя трудно. В салоне автобуса нет камер, не ведётся аудиозапись. На жалобы пассажиров руководитель реагирует лишением премий, не разбираясь в ситуации. Отвечать склокой на склоку непрофессионально. И часто пассажиры этим пользуются. Однажды у нас сломался автобус. Мы находились в южной части. Что делать? Высаживаем пассажиров.
Одна дамочка буквально вцепилась в поручни, расшумелась, аж уши заложило:
– Нет, ты поедешь по маршруту, повезёшь меня в Северский! И поехала с нами – сначала на заправку, потом в гараж, и у заводоуправления вышла.
– А гонки на дорогах?
– А что гонки? Естественно, мне приходится разгоняться, чтобы нагнать время, если простоял на остановке. Вот смотри, в 28 минут мы должны выехать. И не раньше! А через 10 минут я по графику должен быть уже на Штанговой. А как я там буду, если только по Карла Маркса я плетусь, как черепаха, целых пять минут? Здесь же куча «лежачих полицейских».
– У вас людей в дверях зажимало?
– В час пик, когда люди набиваются, всё может быть. Но сейчас такие двери, что даже если камень попадёт между ними, то дверь автоматически открывается. Вот раньше ЛАЗы были, вот там если уж зажало, то не выберешься.
28 минут. Пора ехать. В салоне меня встречает кондуктор Анастасия:
– А ещё, Вы знаете, есть такие пассажиры, которым я очень благодарна. Однажды сказали мне, что ждут наш автобус, чтобы ехать с нашим экипажем. Так приятно, радостно такие слова слышать! Среди наших пассажиров много «своих», тех, кто ездит в одно и то же время. И это тоже греет – чтото нас объединяет. И вроде не так тяжко смену стоять в те же морозы, когда двери «туда-сюда-туда-сюда». Иной раз доброе слово горячее чая, что мы в термосе с собой возим.
Записала Оксана Жаворонкина
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.