Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Останки солдата Чехомова были найдены в силосной яме

А редакция уже второй месяц пытается найти родных солдата-полевчанина

Тяжело осознавать, что тех, кто положили свою жизнь за будущее, даже не смогли захоронить по-человечески. Война не позволила. Но всё же…

– Ещё до войны здесь были вырыты ямы, под силос. Они квадратные, между каждой ямой метр земли. Дальше шла следующая. И так пять квадратов. И эти квадраты находятся в два ряда. Война началась, было не до заготовки силоса. Только весной, в апреле, как только снег растаял, обнаружили погибших воинов. Вот их, погибших за деревней Трехденево, в эти ямы и стащили. Все они пропавшие без вести,– рассказывает Ольга Стружанова, руководитель поискового отряда «Суворов».– Две ямы мы уже отработали. Ещё 8 ям с вашими земляками. Так что ждите ещё  имена. Следующая работа – в августе будущего года.

В одной из этих силосных ям и были найдены останки полевчанина Алексея Ефимовича Чехомова. Он, как и его товарищи по оружию, погиб, защищая Москву. Немцы упорно  сопротивлялись, старались не допустить прорыва своей обороны, позиции обороны были заранее подготовлены. В нижних венцах изб были прорублены амбразуры, что позволяло им вести плотный пулемётный огонь по наступающей пехоте.

Хорошо отлаженные средства связи позволяли противнику своевременно перебрасывать моторизованные части на любой участок обороны. Впереди наступающих батальонов уральцев немцами были поставлены проволочные заграждения и минные поля. До полка пехоты противника с артиллерией и миномётами обороняли рубеж Бортниково, Трехденево, Борщево, Подтеребово.

Если медальон нашли – значит, ждут солдата Родных Алексея Ефимовича мы до сих пор не нашли: жители улицы Урицкого не вспомнили такой фамилии. Пришёл ответ из Государственного архива административных органов Свердловской области (бывший партархив), но в записях военкомата не было новой информации, которая хоть как-то могла ускорить поиск родных.

Штурмуем Государственный архив Свердловской области, правда, пока не очень быстро получается, из-за большой очереди на работу в читальном зале. Удалось обнаружить только одну любопытную вещь: в Полевском действительно жили Чехомовы, по крайней мере в ревизских сказках XIX века они есть, но фамилия звучит иначе–Чахомовы.

Надеялись на то, что, может быть, дети когда-то заявляли об отце в общественную организацию «Память сердца. Дети погибших защитников Отечества». Но Нина Николаевна Селькова (у неё
отец тоже воевал в 365-й стрелковой дивизии и погиб), просмотрев всех членов организации, дала отрицательный ответ.

Мы дошли до областной организации – но и там пока ничего. Зацепок больше не осталось.

Надеемся на чудо, что родные сами объявятся. Ведь, как сказала координатор поиска из Керчи Наталья Дзюба, если медальон нашёлся – значит, солдата кто-то ждёт

Если у вас есть информация о родных Алексея Ефимовича Чехомова или его жены Елены Игнатьевны Чехомовой, позвоните в редакцию: 3-57-74.

Елена Медведева

На этом фото среди 21 пары солдатских башмаков есть и ботинки красноармейца из Полевского Алексея Чехомова. Не знаю почему, но фотография обуви вызывает какое-то жуткое ощущение. Ни медальоны, ни петлицы, ни оружие, выкопанные из земли, не вызывают такого щемящего чувства. Сразу всплывает перед глазами памятник жертвам холокоста на берегу Дуная – длинный ряд чугунной обуви погибших. А тут реальная обувь… В этой обуви шли в бой. Как оказалось, в последний. За каждой парой стоял человек. Живой. Со своим характером, со своей историей. За ним целая семья: родители, жёны, дети, внуки. Несколько поколений осиротевших… А ведь на этой фотографии только часть обуви, поднятой поисковиками из силосной ямы в районе деревни Трехденево (под Клином). Почти 80 лет те, кто носили эти ботинки, находились в безвестности. Всего в двух ямах было найдено 42 пары солдатских ботинок. Но и сейчас выйти из небытия удалось только тем, чьи медальоны удалось расшифровать
Из дневника Ольги Стружановой, руководителя поискового отряда «Суворов»: «11 августа. Прибыли в д. Трехденево в Клинском районе, на места боёв Уральской 365-й стрелковой дивизии. После обеда начали работу по подъёму останков бойцов и командиров Красной армии, пропавших без вести во время контрнаступления под Москвой 6 декабря 1941 года. Через 10 минут работы был обнаружен первый смертный медальон, затем ещё один. День выдался результативным. Ура!»
Из дневника Ольги Стружановой, руководителя поискового отряда «Суворов»:
«12 августа. Второй день работы. Вчера работали весь день под дождём. Дождь лил и всю ночь, но к утру прекратился. Яма заполнилась водой. Глина стала ещё тяжелее. Весь день была пасмурная погода. К концу рабочего дня небо вдруг потемнело. Казалось, наступила ночь. Сильный ливень выгнал нас из раскопа. Промокли насквозь. Но проделанной работой остались довольны. Четыре смертных медальона, один с запиской. Завтра посчитаем, сколько за два дня подняли останков бойцов 365-й стрелковой дивизии. Пока стараемся просушить все залитые дождём вещи»
Из дневника Ольги Стружановой, руководителя поискового отряда «Суворов»:
«14 августа. Сегодня доработали силосную яму. За три рабочих дня подняли останки 31 воина, обнаружено пять смертных медальонов, два из которых будут точно прочитаны. Среди погибших был один офицер с пехотными петлицами. Надеемся установить его имя из списков. Сегодня с утра шёл дождь. И мы решили пробежаться с щупами и поискать фронт работы на будущее. И нам очень повезло, мы натыкали ещё восемь таких же силосных ям. Их границы определены»
У двух бойцов на конечностях были наложены медицинские жгуты. Раненым пытались оказать помощь, остановить кровь, но бойцы от потери крови погибли.
Пытаясь отыскать родных Чехомова, мы познакомились с автором книги «Память о бессмертии» Александром Соловьёвым. Он уже много лет работает над восстановлением истории пропавшей 365-й стрелковой дивизии и поиском родных погибших солдат. Что пришлось пережить нашим землякам под  Москвой, он подробно описывает на страницах своей книги: «6 декабря 1941 года. Ровно в шесть утра по немецким позициям ударили реактивные миномёты и гаубичная артиллерия. Артиллерийская подготовка по врагу длилась пять минут и сразу в атаку пошли танки, за которыми ринулись в бой пехотные подразделения 365-й стрелковой дивизии.
Из воспоминаний командарма 30-й армии Д.Д. Лелюшенко: 
«…С командного пункта командира дивизии хорошо виден ход наступления. Уральцы двигаются стремительно, применяя короткие перебежки под  пулемётным огнём противника. Напористо действуют и танкисты 8-й танковой бригады. Применяясь к местности, они бросками передвигаются от рубежа к рубежу, прокладывая огнём и бронёй дорогу пехоте»

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться новостью в соцсети
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.