Впереди важные проекты – они обеспечат благополучие города на десятилетия. Интервью с главой Полевского Константином Поспеловым
Глава города Константин Поспелов в интервью «Рабочей правде» рассказал о первоочередных задачах в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города. Какая роль в этом отведена нам, полевчанам, и почему так важно, что у Полевского есть градообразующее предприятие.
– Константин Сергеевич, что, на Ваш взгляд, входит в понятие «комфортная городская среда»? Оно ведь намного шире, чем мы представляем?
– Действительно, это так. И у каждого человека, живущего в нашем городе или в любом другом месте, своё видение этого понятия. Есть хорошая цитата: узнай, что человеку надо, и поймёшь, в чём заключается его счастье. Это примерно про комфортную среду. В нашей работе комфортная городская среда – это формально та история, которая связана с благоустройством города. Но мы в своих трудовых буднях условно расширяем границы понятия. Вся наша работа в системе местного самоуправления идёт под знаменателем «создание комфортных условий для проживания жителей». На мой взгляд, пассажирские перевозки, хорошая, прибранная площадка для сбора ТКО, работающий светильник во дворе или на улице и т. д. –это всё элементы комфортной городской среды. И каждый читатель может пополнить этот список, исходя из своего мироощущения.
– Последние годы проблем ЖКХ стало меньше, есть значимые победы. Наладилась ситуация с теплоснабжением в южной части, снижен объём утечек, проведён большой объём работ по замене сетей на Коммунистической. Между тем ещё есть над чем работать.
– В сфере жилищно-коммунального хозяйства, в особенности энергетического комплекса, очевидны успехи. Признаюсь честно, моё наблюдение говорит о том, что жители подзабыли, что когда-то было не так. Между тем, структура проблематики ЖКХ очень сильно изменилась. Некогда проблемная в этой сфере южная часть города сегодня формулирует совершенно иные запросы, она стремится к получению качественной услуги. Фокус проблем сместился на северную часть города. Аварийность на теплосетях повысила риски не поставить качественную услугу.
Так сложилось, что в советское время система ЖКХ предполагала, что градообразующее предприятие участвует в жизни города. Я считаю, что в Полевском произошёл уникальный случай. По-прежнему большую и социально значимую нагрузку несёт Северский трубный завод. Мы строим планы по совершенствованию. И делаем это вместе с инженерным и управленческим персоналом завода. Для нас это очень ценно. За два года должны принять серьёзные стратегические решения, которые определят, как Полевской и его жители будут получать важные энергоресурсы в течение 20-30 лет.
– Уже составлен список первоочередных мероприятий?
– В приоритете – концессия на теплосети северной части города. Через два года прекратит действовать существующее концессионное соглашение. Подготовка нового – это очень объёмная работа, в которой задействованы многие силы. Совместный инженерный и управленческий коллектив работает слаженно, чтобы жители через два года начали ощущать, что ситуация меняется в лучшую сторону.
Между тем мы разработали проектную документацию и пытаемся получить разрешение на строительно-монтажные работы по запуску Верхнечусовского месторождения подземных вод. Новый источник водоснабжения города представляет из себя систему скважин глубиной от 80 до 120 м, водоподготовки и транспортировки. Она будет ежесуточно гарантированно подавать 8500 кубов чистой артезианской воды и будет интегрирована в существующую систему Северского трубного завода. Проектировщики уверены, что запаса месторождения хватит надолго.
Чтобы жители чётче воспринимали объёмы работы: реализация проекта стоит почти миллиард рублей. Но это во много раз повысит энергетическую безопасность всего города.
В южной части города необходимо реконструировать очистные сооружения. Все мы помним, как последние три года решались вопросы с приобретением имущества из частных рук — котельная, станция забора технической воды, очистные сооружения. На котельной система уже налажена, вопросов нет. С очистными мы ещё в начале пути. Горизонт – 5 лет. Нам предстоит разработать проектно-сметную документацию, определить объёмы работ и получить финансирование на строительно-монтажные работы. Предпроектное обследование ведёт Институт развития ЖКХ и энергосбережения. Технические решения, которые лягут в основу реконструкции, должны обеспечить бесперебойную работу очистных сооружений на 30-40 лет и больше.
– Мы привыкли называть комфортной городской средой благоустройство города. Общественных территорий много, проектная деятельность ведётся беспрерывно. Улица Коммунистическая почти готова, в парке активно ведутся работы. Где ещё в городе мы сможем увидеть улучшения?
– На «севере» и на «юге» ведутся две активные большие стройки – создаются новые объекты. В улицу Коммунистическую вложено 220 млн рублей, а если взять в расчёт и сети – то сумма стремится к 300 млн рублей. Это серьёзные вложения в комфортную городскую среду. В комфорт жителей. Ко Дню города стоит задача сделать максимально много и отдать новое пространство в пользование жителей. Уже в августе полностью завершить работы. Улица изменилась. Пережито вместе с жителями много, где-то были и конфликтные моменты из-за озеленения. Но мы уже зимой увидели, как похорошела улица, как она подсвечена новыми фонарями. В августе увидим: у нас появилась замечательная центральная улица города.
В южной части начался только первый этап большого проекта реконструкции парка. Всего их будет три. Первый этап — Аллея Славы с барельефами полевчан – Героев Советского Союза, пешеходная зона и площадка для мероприятий. Проект большой, контракт заключён на три года. Надеемся, что удастся выполнить за два года, чтобы быстрее начать второй этап (жители проголосовали за него в 2023 году). Он, конечно, не дойдёт до ул. Крылова, но предполагает модернизацию центральной части парка. Перспектива — 2026 год.
Между тем и парк северной части нуждается в обновлении. Для реконструкции мы подключим федеральные ресурсы – подадим заявку на грант конкурса малых городов и исторических поселений. Такие гранты мы выигрывали на реконструкцию улиц Карла Маркса (проект «Аллея уральских мастеров») и Коммунистической. Годы летят быстро, не заметим, как и эти территории приобретут новый вид.
Нельзя не сказать и о поддержке частных инициатив. Сегодня один благотворитель занимается оформлением склона возле Свято-Троицкого храма. В течение нескольких лет место должно серьёзно измениться: появятся лестница, насаждения. Место историческое. Новое благоустройство хорошо будет гармонировать с производственным ландшафтом. Очень приятно, что есть такая инициатива, и я благодарен за это.
– А есть ли какие-нибудь сдвиги в вопросах пассажирских перевозок и контейнерных площадок, которые в последнее время серьёзно обострились?
– Мы должны помнить, что площадки во дворах – только для коммунальных отходов. Сюда не входят строительный мусор и шины. К сожалению, несознательные предприниматели, владельцы магазинов, шиномонтажники и некоторые жители пытаются сэкономить, захламляют контейнерные площадки, перекладывая свою ответственность на плечи и карман добросовестных горожан. Задача администрации – продолжить работу над тем, чтобы вывоз мусора с площадок был удобным и комфортным, для этого надо работать и с региональным оператором, и с нарушителями.
Вторая большая проблема — пассажирские перевозки. Они у нас были организованы, но мы понимали, что не лучшим образом. Сегодня моя задача как главы города – снять раз и навсегда напряжение в пассажирских перевозках. Знаем, как это сделать. Чётко и последовательно работаем. В ближайшие дни мы примем ряд тактических и стратегических решений для того, чтобы устранить корневую проблему – отрицательную экономику этого вида деятельности. Мы видим, что на территории необходима определённая экономическая свобода для предпринимателей, новая система контроля за их работой с нашей стороны. Одним из главных приоритетов видим в переходе на нерегулируемые тарифы. Но это не значит, что мы проснёмся и обнаружим занебесные цены на проезд. Однозначно она будет средней и будет формироваться относительно рекомендаций РЭК. Делать это будем сами, на уровне города. Много обсуждали эту тему, в том числе в областном министерстве транспорта, и понимаем, что это единственный путь. Рассматриваем его как первый этап работы. Ещё одним важным направлением в перевозках в ближайшие 3-4 года будет новое направление в контрактной деятельности. По примеру больших городов.
– Мы очень часто на различных совещаниях и заседаниях слышим о помощи Северского трубного завода. Насколько важно для города присутствие такой крупного, социально ответственного бизнеса, как ТМК, и в частности Северский трубный завод?
– Полевской – город с моноэкономикой. Моноэкономику и социальное развитие в таких городах определяет градообразующее предприятие. Промышленный и предпринимательский потенциал нашего города велик. Но когда мы заглянем в сухую статистику, то обнаружим, что роль и место градообразующего предприятия просто главенствующее. Главное социальное благо, которое даёт такое предприятие – это то, что полевчане имеют возможность работать, получать конкурентную заработную плату, пользоваться социальными льготами и гарантиями. Это надо знать и быть благодарными.
Северский трубный завод уверенно себя чувствует на рынке, реконструированы производственные мощности, с уверенностью мы говорим, что предприятие будет работать не одно десятилетие. Вы видите, как продолжает реконструироваться физкультурно-спортивный комплекс, как работают Дворец культуры СТЗ и лагерь «Городок солнца», обновился парк-отель «Трубник» – всё это заводские социальные объекты. При этом ни один городской вопрос не движется без управленческих, инженерных, проектных решений Северского трубного завода. Практически все проектные решения по благоустройству города, начиная от въезда в город и до Коммунистической, были вынесены на плечах сотрудников проектно-конструкторского отдела СТЗ. И мы знаем, что всегда можем обратиться на СТЗ и в его структурные подразделения, получить квалифицированную помощь по любому направлению. Это архиважно. Это определяет Полевской как благополучный город.
У нас ведь есть в истории пример, как может быть по-другому — не надо далеко ходить. Южная часть города после закрытия Полевского криолитового завода – ярчайший пример того, как город остался без градообразующего предприятия.
Очень рад, что у Полевского есть такой социальный партнёр как Северский трубный завод.
– Завод помогает и на «севере», и на «юге», и в сёлах, оказывает поддержку во всех сферах. В прошлом месяце было заключено соглашение между Северским трубным заводом и администрацией города. Это новый этап во взаимодействии?
– Это значимое событие. До сих пор взаимоотношения по городским проектам носили ситуативный характер. И мы давно задумались о том, что было бы неплохо систематизировать и формализовать нашу работу. Заключение такого соглашения – это эволюционный этап развития наших многолетних отношений, это продолжение накопленного опыта и вывод его на новый уровень. Мы закрепили на бумаге гарантии, с которыми будем жить продолжительное время. По-прежнему СТЗ гарантирует содержание объектов социальной сферы и участие в городских проектах. Для города это уверенность в завтрашнем дне.
Беседовала Елена Медведева
Дмитрий Марков, управляющий директор Северского трубного завода:
– Завод разрабатывает свои социальные программы с учётом приоритетов развития Полевского городского округа и запроса полевчан. Мы видим, что горожане хотят видеть благоустроенные общественные пространства, пить чистую воду. Комфортная жизнь наших сотрудников, членов их семей, тысяч других полевчан – залог устойчивого развития территории, именно поэтому мы в партнёрстве с администрацией постоянно участвуем в обновлении нашего города.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.