Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Немного о «режиме ЧС»


Нет рекламных блоков.

Провокаторы в сетях, пользуясь юридической малограмотностью большинства из нас, обвиняют «власть» в невведении «режима ЧС», делая из этого выводы космического масштаба и космической же глупости.

Сразу скажем, большая часть этих выводов — вымысел.

Итак, основополагающий регулирующий документ по вопросу чрезвыйчайных ситуаций — Закон о защите от ЧС природного и техногенного характера (68-ФЗ).

Лучше сразу развеять мечты части возжелавших «режима ЧС» — по нему граждане имеют право лишь на компенсации «жизни и имуществу», пострадавшим в результате ЧС. Неполученные доходы, обязательные платежи и прочие расходы граждан государство на себя брать не обязывалось. И уж тем более в законе нет отмены долгов в режиме ЧС.

То есть, если по причине ЧС или при ее ликвидации у вас погибло личное имущество или пострадало здоровье, за них можно искать компенсации, все остальное — нет. Сложившаяся практика компенсаций пострадавшим от пожаров и наводнений за погибшее жилье, родственникам жертв авиакатастроф — право и добрая воля властей, а не их обязанность. Про коммерческие организации, предпринимателей и какие-то компенсации им в законе о ЧС речи нет вообще. Увы, но даже то, что сложившаяся ситуация подпадает под любимый пункт юристов в договоре «форс-мажор», придется обосновывать в обычном гражданском порядке, если «запреты государственных органов» не были указаны там прямо.

Более того, во втором пункте 24 статьи прямо написано: «Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации«.

Режим повышенной готовности, введенный повсеместно, предусмотрен при угрозе чрезвычайной ситуации (п.6 ст. 4.1.). В этом же режиме, согласно п.10 той же статьи, власти соответствующих уровней имеют право и ограничивать перемещения, и приостанавливать деятельность чего угодно — вплоть до полной блокады.  В сущности, в режимах «чрезвычайной ситуации» и «повышенной готовности» полномочия властей не отличаются, эти режимы перечислены в одном пункте через запятую перед списком этих полномочий.

Все вышесказанное относилось к режиму «чрезвычайной ситуации». Режим «чрезвычайного положения», вводимый соответствующим (но другим — №3-ФКЗ) федеральным, причем даже конституционным, законом в случае угрозы самым основам нашего существования, имеет куда более жесткий режим.

В нем предусмотрены не только карантинные меры, но также введение военного управления, отстранение нерадивых и не справляющихся чиновников, реквизиции (с теоретическими последующими компенсациями), отселение населения в безопасные районы, комендантский час, мобилизации населения на работы. Из всего этого списка привлекательно выглядит разве что отстранение нерадивых чиновников.

Вы действительно хотите пожить в таком режиме?

Не верьте слухам и не обманывайте себя. Лучше берегите здоровье, сидите дома и соблюдайте все меры дезинфекции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться новостью в соцсети
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.