Два бесхозных гаража, один возрождённый инвентаризацией автомобиль
и невыплаченная в бюджет ПГО часть аренды – на мартовском комитете по экономике и бюджету заслушали заключение Счётной палаты о результатах проверки МУП «ПАТП»
Какие нарушения выявлены? По состоянию на 1 января 2019 года у предприятия было 105 объектов на праве хозяйственного ведения. МУП не зарегистрировало это право в отношении двух гаражей для легковых автомобилей. Ещё в сентябре 2018 года Счётная палата ПГО вынесла предписание устранить выявленное нарушение, однако оно не было выполнено.
Не сгорел, однако
В 2019 году был списан с баланса ЗИЛ-130 в связи с тем, что он 1 апреля 2012 года сгорел при пожаре ангара, в котором стоял, на территории предприятия «Уральский мрамор». При этом, спустя более чем семь лет, в инвентаризационной ведомости от 1 ноября 2017 года указано фактическое наличие сгоревшего пожарного автомобиля. Информация о наличии муниципального имущества и инвентаризационные описи были представлены в Управление муниципальным имуществом для осуществления полномочий по контролю за использованием и сохранностью имущества, что находится у МУП «ПАТП» на праве хозяйственного ведения.
В распоряжении у МУП «ПАТП» на 1 января 2019 г. было 105 объектов общей стоимостью более 71 млн Р.
Напомним, с января 2020 года ПАТП прекратило свою основную деятельность по пассажирским перевозкам на междугородних маршрутах № 120, 145 в связи с тем, что проиграло конкурс на право перевозок.
В 1-м полугодии 2020 года были списаны с баланса по причине физического износа и исключены из состава имущества 14 автобусов на общую сумму 15 млн 935 тыс. руб. и 40 объектов иного движимого имущества стоимостью 865 тыс. 187 руб. Списанный автотранспорт был разукомплектован и сдан в лом, в результате предприятие получило доход в сумме 527 тыс. руб. Часть прибыли, полученной от сдачи в металлолом списанных автобусов, в бюджет так и не поступила. При этом, в нарушение федерального закона ФЗ-41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», МУП «ПАТП» не провело процедуру утилизации этих технических средств.
Треть договоров заключены без торгов
За период 2019 г. – 1 п/г 2020 г. предприятие сдавало в аренду 23 нежилых помещения. В нарушение закона о защите конкуренции 8 из 21 договора аренды были заключены без проведения торгов. На 1 июля 2020 года арендаторы задолжали предприятию аренду на общую сумму 934 тыс. руб. При этом МУП вело претензионную работу не со всеми должниками. Кроме того, предприятие не воспользовалось правом начисления пеней в размере 0,3 % на сумму задолженности по арендной плате за каждый день просрочки в отношении 7 должников.
За 2 года МУП стало убыточным
Для оценки финансовой устойчивости предприятия Счётной палатой был проведён трёхкомпонентный анализ, по результатам которого по состоянию на конец 2019 года выявлено неустойчивое, предкризисное финансовое состояние МУП «ПАТП». При абсолютной финансовой устойчивости и прибыльности предприятия в 2017 году положение резко ухудшилось в 2018 году. В 2019 году снижение финансовой устойчивости предприятия продолжилось, несмотря на принятые меры по сокращению издержек. В целях восстановления платёжеспособности и предупреждения банкротства в 1 п/г 2020 года из бюджета ПГО предприятию было выделено более 9 млн руб. субсидии. Средства освоены в полном объёме на зарплаты работникам и уплату налогов и страховых взносов.
В 2019–2020 гг. в бюджет ПГО доходов от МУП «ПАТП» не поступало, т. к. в 2018–2019 гг. предприятие работало с убытком. Однако МУП не выплатило часть арендной платы, что должна поступать в местный бюджет, за аренду муниципального имущества, переданного ему в хозяйственное ведение. На 30 июня 2020 года задолженность в бюджет ПГО от сдачи имущества в аренду, по данным МУП «ПАТП», составила 156 тыс. 931 руб.
Счётная палата направила предписание на устранение выявленных нарушений директору МУП «ПАТП», но ответа не получила.
После доклада Счётной палаты депутаты задались вопросом: какие меры административного реагирования после отчётов Счётной палаты и финансового управления были приняты? Депутаты не раз на комитетах поднимали вопрос о персональной ответственности руководителей муниципальных учреждений. Ошибки в управлении приводят к тому, что бюджет теряет деньги.
Идёт санация предприятия
Ответствовал депутатам первый зам. главы администрации Андрей Федюнин. Два «бесхозных» гаража в районе автовокзала, как сказал Андрей Валентинович, входят в комплекс гаражей. Поэтому надо сначала определиться со всем гаражным комплексом, а там, по его словам, невозможно найти хозяев половины гаражей. Только после этого можно будет узаконить существование гаражей, поставив их на кадастровый учёт.
— С сентября 2018 года (тогда Счётная палата выдала предписание об устранении нарушения) руководство МУП «ПАТП» так и не поставило на кадастровый учёт два гаража для легковых автомобилей. Комплекс из семи гаражей расположен на территории автовокзала.
Но депутаты хотят слышать не оправдания, почему не сделано то или другое, а какие меры принимаются по недопущению нарушений при распоряжении муниципальным имуществом. По словам Андрея Валентиновича, меры уже приняты: директор и главный бухгалтер МУП «ПАТП» уволились. Ситуация с проведением инвентаризации показательна: она продемонстрировала как отношение руководителя предприятия к экономическим показателям, которые, видимо, брались с потолка, так и уровень профессионализма главного бухгалтера. На сегодняшний день передача в аренду имущества ПАТП, в том числе и недвижимого, идёт только на конкурсной основе. Чтобы выправить финансовую ситуацию, активно ведётся работа по продаже невостребованного имущества и заключаются договоры аренды, в том числе для того, чтобы вернуть в городской бюджет накопленную МУП «ПАТП» задолженность.
В перспективе – слияние ПАТП и ПСК
По словам первого зам. главы администрации ПГО, в планах не только санация предприятия. Уже сокращён фонд оплаты труда за счёт уменьшения штата. В частности, главный бухгалтер Полевской специализированной компании ведёт бухучёт и в Пассажирском АТП. Планируется освободить МУП «ПАТП» от бремени долгов. Оздоровительные меры ясны, они рассматриваются на антикризисных комиссиях по обоим предприятиям. В перспективе – проведение их слияния. «Теперь всё подконтрольно», – резюмировал в конце Андрей Федюнин.
Да, режим ручного управления действенен, но, к сожалению, включается он поздно, когда «чтобы выжить, больному приходится отнимать ногу».
Депутаты рекомендовали направить отчёт Счётной палаты в городскую прокуратуру.
Предприятие не выплатило часть арендной платы, что должна поступать в местный бюджет, за аренду муниципального имущества, переданного ему в хозяйственное ведение. На 30 июня 2020 года задолженность в бюджет ПГО от сдачи имущества в аренду, по данным МУП «ПАТП», составила 156 тыс. 931 руб.
Ирина Григорьева
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.