У школьников начался олимпиадный сезон. Что дает интеллектуальное соревнование?
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников 2020-2021 учебного года подходит к завершению.
В 22 предметных олимпиадах приняли участие школьники всех 16 школ Полевского городского округа.
Самыми массовыми по числу участников традиционно стали олимпиады по русскому языку, математике, английскому языку, обществознанию, ОБЖ и физической культуре.
В конце октября будут подведены итоги по каждому предмету и участники узнают, кто сможет попробовать свои силы в следующем, муниципальном этапе. Информацию разместят на сайтах образовательных организаций.
Как это проводится
Школьный этап организуется школами, проводится в октябре. Следующий — муниципальный этап — ступень с более сложными заданиями. Чтобы попасть на этот этап, необходимо набрать нужное количество баллов по соответствующему предмету на школьном этапе. Он рассчитан на участие учеников 7–11 классов.
Региональный этап рассчитан на учеников 9–11 классов призван отобрать лучших среди победителей муниципального этапа. Здесь все серьезно — нужна академическая база, выходящая за рамки углубленной школьной программы, и эрудиция, умение нестандартно мыслить. Он состоится уже в январе-феврале.
Если вы добрались до последней, всероссийской ступени этой интеллектуальной битвы, значит, обошли ребят со всей России, доказавших на региональном этапе свое право побороться за победу.
Для первых двух этапов действует правило, что участники, набравшие максимальное количество баллов, могут быть признаны победителями только при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных. Поэтому возможна ситуация, когда в школьном и муниципальном этапе вовсе нет победителей, а есть только призеры.
Победителем Всероссийской олимпиады школьников становится тот, кто набирает больше всего баллов по предмету на заключительном этапе. Дипломы, которые открывают двери университетов страны, получают не только победители, но и призеры. Количество тех и других обычно не превышает 25% процентов от количества участников заключительного этапа.
Что дает участие во Всероссийской олимпиаде школьников.
С 2021 года в силу вступает Указ губернатора Свердловской области «Об учреждении ежегодной премии для учащихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области, проявивших выдающиеся способности в интеллектуальной, спортивной, социально значимой и творческой деятельности».
Лауреатами премии становятся школьники в возрасте от 14 до 18 лет, отлично выступавшие на всероссийских и областных фестивалях, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
Победителям регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников будет присуждаться премия в размере 40 тысяч рублей, призерам заключительного этапа – 70 тысяч рублей и победителям заключительного этапа олимпиады -100 тысяч рублей.
Одна из самых главных льгот, которую предоставляет Всероссийская олимпиада школьников призерам и победителям заключительного этапа, — это поступление в профильные вузы без экзаменов. Принимаются результаты, полученные в любом классе начиная с девятого.
Участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников может не сдавать профильные ЕГЭ. Достаточно написать базовую математику и перешагнуть минимальный порог по русскому.
Рассказывает Григорий Яшин выпускник школы № 8
С какого класса ты начал принимать участие во Всероссийской олимпиаде школьников?
В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников я впервые принял участие в 5-м классе. Мне тогда очень понравилось, как были организована олимпиада в школе: решались задания в урочное время, разные предметы не пересекались друг с другом, а учителя не ругали за пропуски уроков, а каждая олимпиада приносила баллы в школьное портфолио. В 7-м классе у меня уже появилась возможность участвовать в муниципальном этапе. В тот год я прошел на город сразу по нескольким предметам. В региональном этапе в первый раз я поучаствовал в 9-м классе. Это были олимпиады по астрономии, физике и химии. На заключительный этап я прошел всего 2 раза: в 10-м и 11-м классах, и оба раза – по астрономии.
В каком максимальном количестве олимпиад ты участвовал? расскажи начиная с школьного и до заключительного этапа.
Трудный вопрос… На муниципальном этапе у меня было как-то 13-15 предметов, из чего можно сделать вывод, что на школьном было не меньше. Я бы даже так сказал, на муниципальном уровне я никогда не участвовал в олимпиадах по физкультуре, технологии и иностранным языкам, кроме английского, в остальных же предметах я хоть раз принимал участие. Кстати говоря, мне не приходилось каждый год писать все предметы на школьном этапе, чтобы потом поучаствовать по ним в муниципальном: призеры прошлого года проходят на муниципальный этап автоматически. С региональным этапом проще: в 10-м классе у меня было 5 олимпиад – это мой рекорд. Заключительный – только одна астрономия.
Как удавалось совместить подготовку к Всероссийской олимпиаде школьников с учебой в школе? И удавалось ли?
Удавалось, и еще как! Период проведения основного числа муниципальных олимпиад стал неотъемлемой частью моего учебного года. Все мои школьные учителя понимали, где я «пропадаю» по две недели напролет, они не требовали от меня выполнения домашних заданий, ставили оценки за участие по их предмету. Часто предметы стояли подряд, образуя таким образом «ноябрьские каникулы», когда я мог почти не думать об учебе, приходить с одной олимпиады, отдыхать, готовиться к следующей… Готовился я в основном в вечер перед олимпиадой, но к особо значимым для меня – порой несколько недель. Поездки на олимпиады муниципального этапа стали одним из самых теплых воспоминаний о школе: утренний сбор у дверей школы, искренние пожелания от учителей… А после олимпиады дорога домой по свежему, но еще осеннему снегу, и никуда спешить не надо. К региональным этапам я готовился посерьезнее, около месяца. Здорово ехать со своим учителем в Екатеринбург в автобусе, когда любой вопрос по подготовке сразу можешь задать, когда понимаешь, что твой учитель всей душой болеет за тебя! За эти моменты очень хочется поблагодарить Ксению Николаевну Зангирову, Светлану Ивановну Балеевских, Ольгу Владимировну Чипуштанову, Раису Григорьевну Макарову — моих учителей.
Посещал ли ты какие-то дополнительные курсы для подготовки к олимпиадам?
Когда в 9-м классе я стал призером, неделю я ездил в Екатеринбург на бесплатный курс для подготовки команды области к заключительному этапу. Я тогда не прошел на всеросс, но опыт пригодился в следующем году. Кстати говоря, пробные ОГЭ проходили как раз в ту неделю, но я не жалею, что пропустил их. В 11 классе область организовала хорошие дистанционные курсы подготовки к всероссу, тоже, конечно, бесплатные. Ответственным организатором была назначена Галина Михайловна Прокина, талантливый преподаватель астрономии СУНЦ УрФУ. Она же сопровождала нашу команду на всеросс в Самару и Волгоград.
Какова поддержка была со стороны родителей, когда ты участвовал в ВсОШ?
Мои родители всегда поддерживали меня в моих начинаниях, радовались моим успехам, сопереживали мне, когда что-то не получалось. Мама, правда, иногда выражала опасения, что «распыление» по такому числу олимпиад неполезно, что нужно готовиться к экзаменам, а не к олимпиадам. Но и мама, и папа всегда предоставляли мне самому выбирать окончательно, что мне лучше, и они помогали мне работать в том направлении, которое я выберу, каким бы оно ни было. Велик вклад заботы моих родителей в результаты моего участия в олимпиадах, но еще больше я ценю их помощь в поступлении в университет.
Скажи, пожалуйста, ты получил какие-то привилегии в поступлении в вуз благодаря Всероссийской олимпиаде школьников?
На поступление без вступительных испытаний я права не имел (не призер, а лишь участник всеросса). Но в некоторых местах за мои олимпиады давали разные привилегии в виде надбавок к баллам ЕГЭ. Правда, поступил я туда, где этих надбавок не давали. Зато сейчас мне очень часто пригождаются знания из олимпиад. Приятно на лекции по механике отвечать на вопросы преподавателя, слышать знакомые (не из школьного курса) формулы, а на практикуме по химии делать то, что делал на региональном практическом туре в 10 классе.
В каком вузе и на каком факультете ты учишься?
Я учусь на факультете фундаментальной физико-химической инженерии МГУ.
Какой бы совет ты дал начинающим олимпиадникам?
Не бояться быть развитыми всесторонне. Не нужно стремиться сужать круг олимпиад, если все нравятся, и это не мешает учебе. Также не нужно стараться выбирать между гуманитарными и техническими предметами раньше времени. Со мной учатся много студентов, которые в 9 классе сдавали ОГЭ по истории, участвовали в олимпиадах по русскому языку, литературе на региональном этапе. И лишь к 11 классу они пришли к выводу, что физика и химия – их стезя. А представьте, что было бы, если бы они решили, что «химия – это не мое» в 8-м классе!
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.