Полевчанин раскрыл тайну «Каменного цветка» ведущим мастерам российского кинематографа
10 декабря уральские кинематографисты посчитали бажовское наследие – с 1946 по 2021 год в нашей стране вышло девять экранизаций сказов П.П. Бажова. На фестивале в Доме кино (Екатеринбург), организованном Фондом Бажова при поддержке Министерства культуры Свердловской области, кинокартины, снятые по сказам, представили режиссёры фильмов Марина Казнина («Тайная сила», 2000 г.), Владимир Макеранец («Золотой полоз», 2007 г.), Андрей Ким («Ящерка вернётся», 2020 г.). Примечательно, что зрителю пришлось напоминать и некогда мегапопулярные экранизации сказов советского периода. «Синюшкин колодец» (1978 г., реж. Михаил Шаров) и «Каменный цветок» (1946 г., реж. Александр Птушко) – сегодня даже они оказались не на слуху. Так что расчёт организаторов кинофестиваля на возрождение интереса к бажовской теме с помощью кинематографа оказался точным.
По просьбе организаторов, самую первую экранизацию сказов в нашей стране – фильм «Каменный цветок» презентовал зрителям Александр Федосов, главный редактор «Рабочей правды», автор уникальной книги-альбома «Главный цветок Страны Советов», вышедшей к читателю на прошедшей неделе, в год 75-летия фильма «Каменный цветок». На сегодня это самая крупная в стране исследовательская работа о фильме – первом успехе цветного кинематографа в Советском Союзе. В книге – масса неожиданных
фактов, открытий, обилие редких, не публиковавшихся ранее фотографий со съёмочной площадки, документов, предоставленных Государственным архивом литературы и искусства, музеем кино и «Мосфильмом» специально для этой книги.
Александр Федосов:
–Фильмы, снятые по сказам Бажова, встретить в телевизионной сетке – большая редкость сегодня. Но их без труда можно найти в Интернете и смотреть всей семьёй.
Задача кинофестиваля – заинтересовать зрителя. Современные экранизации цепляют спецэффектами и неординарным, закрученным сюжетом, переплетая старый мир с новым. И подходы у режиссёров разные. Марина Казнина, например, в 2000 году пригласила звёздный состав актёров: Людмилу Чурсину, Татьяну Лютаеву, Нонну Гришаеву, Алексея Булдакова. А Владимир Макеранец принципиально сосредоточился на уральских мастерах, и его фильм «Золотой полоз» – чистая экранизация сказа. Что касается картины «Каменный цветок» – о её создании можно рассказывать часами, удивляя на каждом шагу неожиданными фактами. Например, почему съёмки шли в Чехословакии, как переправляли посылкой 200 ящериц из-за границы, из чего сделали гигантский каменный цветок и сшили костюмы в период тотального послевоенного дефицита, по чьей указке в одной из главных ролей снялась дочь врага народа и как попал на съёмочную площадку внук Льва Каменева. Я увидел, что зрители серьёзно заинтересовались первым цветным фильмом Советского Союза, многие из кинотрюков которого так до сих пор никто и не смог повторить. По своему опыту скажу, что фильм этот зрители теперь будут воспринимать иначе, глубже. И наверняка многие его приобретут для семейной киноколлекции.
23 декабря в 17:00 в библиотеке им. В.Г. Белинского (Екатеринбург, Белинского, 15) состоится концерт-презентация книги Александра Федосова «Главный цветок Страны Советов». Там можно будет узнать самые интригующие подробности съёмочного процесса, а также приобрести книгу.
Музыкальное сопровождение праздника – оркестр «Малахит» (Детская музыкальная школа, Полевской). Вход по QR-коду, бесплатный.
Голливуд отдыхает. А зря
– Сказы – это же абсолютно голливудский материал! Он для крупного бюджета, – призналась Марина Казнина, режиссёр фильма «Тайная сила». Не верхнем фото она на съемках фильма «Тайная сила» (слева в кепке).
Именно её работа стала в 2000 году первым шагом к ренессансу бажовской темы. Марина Даниловна дала «Рабочей правде» небольшое интервью о творчестве, мистике и о Полевском.
– Марина Даниловна, странное дело получается – действие самых известных сказов Бажова происходит в Полевском, а фильмы снимают в Сысерти, в Перми, даже в Праге.
Из Полевского – ни единого кадра! А ведь у нас всё, описанное Бажовым, стоит на своих местах – и Азов-гора, и Думная, Гумёшки есть. Старожилы даже место могут показать, где жили Данила- мастер и его невеста Катя Летемина. В чём дело?
– Понимаете, кинематографический кадр и картинка, которую рисует воображение читателя, – это часто совсем разные вещи. Я была в Полевском перед началом съёмок, выбирала локацию, но пейзажи Сысерти для атмосферы моего фильма оказались более подходящими. Тем более что в Сысерти была возможность вести не только натурные съёмки – мы нашли помещение музея, директором которого стала героиня Людмилы Чурсиной. В любом случае, хоть мифология и вышла из Полевского, но давно уже стала общенародной, уральской. Бажовская мистика лежит на всём пространстве Уральских гор. Это ощутимо. Знаю, что в некую «тайную силу» искренне верят династии камнерезов. И молодые, и старые мастера мне в этом признавались.
– Режиссёр Андрей Ким рассказывал «Рабочей правде», что во время пещерных съёмок фильма «Ящерка вернется» их группу сопровождала крупная ящерица. А Вы замечали
во время съёмочного процесса присутствие «тайной силы»?
– Однажды это присутствие стало очень явным. Мы ехали между двух озёр, и в отражении воды я ясно увидела облик Хозяйки. Хотите верьте, хотите нет. Списать видение на игру облаков и света в воде не удаётся – слишком явной была картинка. Да что далеко ходить – возьмите судьбоносный поворот в жизни Павла Бажова, когда он едва избежал расстрела в 1936 году и почему-то вспомнил о мифологии, стал сказочником. Кто подсказал ему путь? Это ли не рука помощи в нужный момент!
– Сегодня кинематограф старается Бажова осовременить, сценаристы переплетают уральскую мифологию с сюжетами нашего времени. Как Вы считаете, экранизированные
в чистом виде сказы будут интересны зрителю?
– Безусловно. Бажова по-прежнему очень мало. Дело ведь не столько в популярной сегодня мистике и технических возможностях её ярко показать. Спецэффекты – это шоу, и с этой задачей, кстати, отлично бы справился Голливуд. Но бажовская тема – это в первую очередь глубокое осмысление добра и красоты, творчества и справедливости. Как же мало внимания этим вопросам сегодня! На телеэкранах – насилие и пресыщение. Даже красота становится уродливой, а перекос важных жизненных ориентиров – нормой. В такой ситуации очень недостаёт глубоких размышлений и чистых, понятных чувств, в том числе бажовского мира. Я очень рада, что режиссёр Андрей Ким приступил к съёмкам первого биографического фильма о Павле Бажове. Знаю, что судьба писателя окажется для зрителя не менее поучительной и захватывающей, чем его сказы.
Ирина Владимирова
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.