Город мёртвых тревожит живых. Как живут полевские кладбища
К нам в редакцию обратилась читательница с необычной просьбой. Она попросила рассказать о проблемах на кладбищах нашего города.
– Сейчас модно играть в патриотизм, а погосты находятся в плачевном состоянии, – сказала Людмила Данилова.
Мы выехали редакцией в места захоронений. Посмотрели только те, что находятся в пределах Полевского. До сельских не доехали, но обещаем и там побывать. Так родился проект «Город мёртвых»
Южное кладбище
Свой объезд мы начали с южного кладбища. Первое, что бросается в глаза, – мемориалы криминальным браткам из нулевых. Выше по дороге скромно притулились памятники героям Великой Отечественной войны и Советского Союза.
Несопоставимы деяния тех, кто захоронен в одном ряду. Но прошедшие 2000-е будут долго ещё аукаться нам всем. Только что отвечать подрастающим поколениям
на вопрос: «А кто это?» Одни сражались за Родину, другие – за место под солнцем. Нам отдуваться за это.
Южное кладбище считается старшим по сравнению с остальными. Нам встречались памятники конца 19-го века. Например, на могилах учителя и врача-рентгенолога городской больницы установлены бюсты и подписаны их профессии.
Смотритель кладбища нам пояснил, что в начале плотность захоронений больше, потому что по прошествии 20 лет с момента погребения можно подзахоранивать умершего в могилу к родственнику. Но до сих пор встречаются суеверные граждане, которые боятся тревожить старые могилы. Хотя, судя по количеству фотографий на одном памятнике, находятся те, кто вполне согласен делить последний приют с родными.
Старый погост
Дальше наш путь лежал на старое северское кладбище. Старое у всех ассоциируется с заброшенным. Но оно оказалось многолюдным, к нашему удивлению. Кто-то чистит могилы родственников, кто-то мастерит оградку. Кто-то пришёл проведать своих. На старом кладбище встречаются эксклюзивные памятники конца 19-го – начала 20-го века. Там же мы встретили бабу Надю, её история достойна отдельной публикации. Читайте с следующем номере.
Старое кладбище оказалось наиболее обитаемым. И именно на нём видны все проблемы. Не просто кучи мусора, а огромные свалки прямо на могилах. Поваленные памятники, запущенные и заросшие места. Табличка «Соблюдайте чистоту» торчит прямо из могилы. Правило погостов – «Соблюдайте чистоту и тишину» – действует. Только не
на кладбище, а в наших головах. Вокруг информационная тишина, нет освещения проблемы запущенности и загрязнённости этих мест памяти родных. И чисто в совести народной, потому что никто носом народ не тыкает в действительность. Многие забыли о существовании могил родных, многие предпочитают не замечать грязи и мусора. А некоторые люди, не знаю уж, как их назвать, умудряются устраивать вечеринки на могилах. Обнаружены места распития алкоголя, далеко не поминального.
Северское кладбище
На действующем северском кладбище чище. А может быть, просто масштаб погоста уменьшает проблему свалок. Тут отлично просматриваются возможности ритуальных контор и мода на памятники. От одинаково советских до разнообразия постсоветских мотивов. Но и во всём этом великолепии грусти мы вновь находим кучи мусора, которые делаем сами. Людям сложно донести старые цветы, ветки и венки до контейнеров. Есть же места сбора мусора, откуда всё может вывезти машина.
Но образуются стихийные свалки, куда порой и тропинка завалена. Особенная у нас и кладбищенская логистика. Хаотичное расположение могил и впритык поставленные ограды затрудняют вынос мусора к контейнеру. Это проблема всех кладбищ. Если грести траву и мусор граблями, то порой нужно десяток могил обойти, чтоб найти тропинку.
Почему нет порядка на кладбищах? Это ведь очень прибыльная индустрия, где на оплату работы сотрудников можно изыскать средства.
Погосты – это традиции, история и человеческие отношения. Старые погосты – это память о предках и патриотизм. Русские погосты всегда были частью нашей истории. К сожалению, они часто находятся в плачевном состоянии. А если забыто прошлое, то нет никакого будущего. Давайте не будем забывать наши корни. Путь чистота на кладбищах будет не общей проблемой, а вообще перестанет ею быть.
За кладбища взялась Татьяна Чайковская
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.