Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Город мёртвых. О чём говорит памятник

Мы продолжаем проект о погостах.

Символы кладбища, высеченные на камне, дереве, железе, могут многое рассказать о человеке, который когда-то жил. Согласитесь, мы часто останавливаем свой взгляд на  отличающихся от всех памятниках. У каждого возникает вопрос: «А кто это?»

Сегодня речь пойдёт о примечательном захоронении. Интересно оно не только оригинальной формой надгробия, но и самим человеком, что покоится здесь. На старом кладбище есть могила командира отряда красногвардейцев Александра Григорьева (1895–1920), погибшего в 25 лет. В честь молодого красного командира в Полевском была названа одна из улиц, которая располагалась на месте нынешнего микрорайона Ялунина. А с 1957 года имя Александра Семёновича Григорьева носит улица, которая находится между улицами Полежаева и Кузнецова в районе Провинция. К сожалению, памятник этому человеку сейчас находится в запущении. Примечательно то, что в селе Полдневая памятник павшим от рук белогвардейцев занесён в местный перечень объектов культурного наследия, а вот могила командира Григорьева, имя которого носит улица, приходит в упадок и ни в каких реестрах не числится.

Дата смерти Александра Семёновича – 1 октября 1920 года. Фотографии на памятнике – 101 год. Она до сих пор находится в хорошем состоянии. На ней чётко просматриваются лицо и военный мундир. Даже на сайте краеведческого портала об Урале фотографии худшего качества. Сама по себе она уже раритет и памятник фотографии. Без восстановления мы рискуем её утратить

Угодить партии и традициям

Рядом с могилой героя находится захоронение его родителей. Памятник выполнен в виде квадратной железной конструкции. С первого взгляда его форма напоминает беседку. Верхняя часть украшена орнаментом. Нижняя выполнена в форме решётки. Сверху установлена красная звезда. Внутри находится надгробие в виде маленького гроба на  ножках. На других кладбищах мы такого больше не встречали, хотя не все, признаемся, исследовали до конца. Хорошо было бы сравнить другие подобные памятники. Если закрыть ладонью пятиконечную звезду, венчающую конструкцию, то «беседка» напоминает маленькую часовенку.

Облик памятника Григорьевым напоминает часовню. Скромность и образ жизни советского человека воплощены на могиле родителей. Тут хорошо прослеживается сочетание советской действительности и преданность православию, а также дань сложившимся ритуальным традициям.  В одном памятнике сочетаются веяния и традиции нескольких эпох. Пятиконечная звезда – символ советской эпохи. Такие звёзды устанавливали на могилах военных, коммунистов, а потом как дань традиции – символ принадлежности к партии или атеистических взглядов усопшего. В этом случае звезда на памятнике родителей Александра Григорьева, может быть, – дань памяти сыну, герою Гражданской войны

Интересен тот факт, что с середины 19-го века на кладбищах модно было устанавливать малые архитектурные формы в виде часовен. Они изготавливались из гранита, чугуна или мрамора. Конструкция памятника Григорьевым напоминает именно часовню, особенно если вместо звезды был бы крест. А надгробие в виде маленького гроба или саркофага, которое установлено внутри, тоже мода конца 19-го века.

Таким образом, мы можем предположить, что в одной могиле похоронены люди разных убеждений. Партийный человек, отрицающий бога, скорее всего, отец Семён Семёнович (1867–1943). И сохранившая веру и преданность традициям мама Екатерина Николаевна (1878–1956).

Было/стало

Справедливости ради нужно отметить, что памятник командиру Григорьеву не всегда находился в таком плачевном состоянии. В советское время за ним были закреплены пионерские отряды, которые регулярно прибирали могилу. Но с уходом пионерии уходит и память о знаменитых полевчанах. В рамках проекта «Город мёртвых» мы хотим привлечь внимание людей к этой проблеме. Нужно обязательно занести памятник в местный перечень памятников истории и культуры и возобновить традицию убирать памятные места.

*********

Сегодня на камень можно нанести любое фото, выполнить рисунок или перенести принт, а также сделать гравировку. Цифровые технологии позволяют даже нанести на  обратную сторону памятника рисунок или снимок знакового события из жизни или хобби покойного. На памятниках можно встретить образ рыбака, охотника, художника, моряка, снимок автомобиля и многое другое, что любил при жизни покойный, либо то, что является причиной его гибели. Можно говорить о том, что символика кладбищ видоизменяется, и вскоре могут появиться новые поверья. Но есть символы, которые имели то или иное значение с древности. Утверждались веками. Порой мы даже не задумываемся, почему именно берёзка или рябинка должны украшать надгробную плиту. Давайте разберёмся

Ветка рябины – часто встречающийся рисунок на памятниках. 
И неспроста. Рябина – целебное растение, и часто ему приписывают мистические свойства. Среди них – способность беречь покой и душу умершего. Наши предки верили в то, что рябина даёт покой душе ушедшего от нас человека, она находит своё место и не скитается неприкаянно. 
Сегодня многие не задумываются, почему именно рябинку хотят посадить у могилы родных. А гены предков напоминают
Пожалуй, один из самых загадочных и в то же время символичных памятников можно встретить и у нас в Полевском. Нам попадались такие на южном кладбище и на старом северском. Надгробие в виде пня. У него тоже имеются разновидности. Можно встретить пень со срубленными ветками. По одной версии интерпретации, под ним лежит человек, чья жизнь внезапно или резко прервалась
По другой – под надгробиями в виде пней лежат члены масонской ложи. Третья версия гласит, что срубленные ветви обозначают, что род этого человека прервался и похоронен последний его представитель. Историки же говорят о том, что надгробие в виде пня – распространённый вид памятника в конце 19-го века. Встречается не только в России, но и в Европе. Правда, позволить себе такие памятники могли только состоятельные граждане
Часто встречается голубь или голубка, присевшая на край памятника. Можно  встретить гравировку этой птицы. Его ещё дополняют лавровой веткой. Голубь – символ души покойного, которая отправилась в вечность.
Также голубь или лебедь могут символизировать переход к другой форме жизни
Вообще, растения, которые изображают на памятниках, являются символами вечной жизни. Берёзовая ветка обычно изображается листочками вниз. Её ещё называют плачущей. Она символизирует нежность, грусть, печаль. Обычно берёзу гравируют на женских памятниках, но и на мужских встречается, тогда она отражает утрату, скорбь родителей умершего. Гравировка в виде берёзовой ветки особенно популярна была в советское и постсоветское время

Особенность дерева в том, что его корневая система питается органикой. В таких местах, как погост, берёза чувствует себя хорошо. Это место как раз для неё. Можно найти версию, где берёзу называют деревом смерти. Она часто служит ориентиром для людей, которые ведут поиски останков солдат Великой Отечественной войны.

Мы обратились к Наталье Поповой, командиру поискового отряда «Взрыв». Она подтвердила существование такой версии, только с её слов, наоборот, поисковики не ориентируются на берёзовые рощи, а высаживают их на местах сражений. Народная молва гласит, что душа покойного может переселиться в дерево, которое выросло у могилы или на кладбище. Именно поэтому предки говорили, что лазить по кладбищенским деревьям нельзя. Это всё равно что лазить по душе покойника. В русском фольклоре
встречается поверье, что сломанные ветки кладбищенского дерева могут кровоточить

Символы всегда имели большое значение для людей. Мы ищем знаки повсюду.
Если вы видели интересное надгробие, хотите узнать или рассказать о знаках на памятнике, то звоните: 3-57-74.

Репортаж с кладбища и исследование памятников Татьяны Чайковской

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться новостью в соцсети
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.