В Афгане о смерти не думали, радовались, что вернулись живыми
«Таких, как мы с тобой, Серёга, на войне не убивают», – говорил Сергею Марченко его дед, что прошёл Великую Отечественную войну
Сергей Марченко окончил восемь классов в городе Петропавловске (Северный Казахстан), выучился на тракториста, получил водительские права, а 4 июля 1979 года спецнабором его забрали в ряды Советской армии. Служить пришлось в городе Ош (Киргизия).
Памирский марш
Отдельный мотострелковый краснознамённый 860-й полк, где служил Сергей, в августе 1979 года обеспечивал ремонт дотов в укрепрайоне вдоль китайской границы. Когда вернулись в часть, всех, у кого были водительские права, забрали на сборы. Так он попал в автороту. Водил бензовоз, их ещё называли «наливниками». Ночью 24 декабря 1979 года полк был поднят по тревоге. Задача стояла сложная. За четыре дня нужно было совершить марш-бросок и пройти 800 км по маршруту Ош – Хорог, через горные перевалы Памира. Дорога считалась проходимой только в летнее время. Полковнику Виктору Кудлаю предстояло в тяжёлых условиях провести по опасному горному маршруту большое количество военной техники.
Морозы в горах достигали отметки минус 50 по Цельсию. Обледенение трассы, ветер, снежные лавины и разряженный воздух на перевалах не способствовали лёгкому продвижению полка. Дорогу перед каждым автомобилем расчищала гусеничная техника. В некоторых местах машины одним боком шли вплотную к скале, а другим свисали над пропастью. Возможности сдать назад не было. Был один путь – вперёд.
До Сары-Таша полк миновал несколько перевалов. Самым запоминающимся был Талдык на высоте 3650 метров над уровнем моря. На высоте у личного состава проявлялась горная болезнь. Солдат одолевали сонливость, одышка, тошнота, кровотечение из носа, ушей и головная боль. Полк осилил десять горных перевалов и добрался до Хорога.
Вот так полк справился с задачей и совершил Памирский марш за четыре дня, сохранив свою боеспособность. Это событие до сих пор считается беспрецедентным в современной военной истории. За пересечение «крыши мира», как ещё называют Памир, Сергей Марченко награждён медалью.
Только 10 января 1980 года официально было объявлено о введении советских войск в Афганистан. До этого Советская армия уже несла потери в личном составе и технике.
Кто в рейс? Залётчик Марченко
Техника на перевалах глохнет, бензин в двигателях не перегорает, так как не схватывается зажигание. Парням по 18–19 лет. Инструктаж получили, и в путь, не особо соображая, какие опасности ждут их впереди. Ремонтной роте, конечно, хватило работы после перехода. А некоторые машины спасти не удалось. Один одессит успел выпрыгнуть из кабины, когда машина летела в реку. У «Урала» все мосты повышибало, восстановлению не подлежал, а парню ничего.
Был случай, когда ЗИЛ на спуске оборвал трос и ударил впереди идущий «Урал». Водитель тоже успел выскочить. А абхазец Ферон «бээмку» (реактивная система залпового огня – прим. ред.) разбил. У одессита Валеры Пономаренко планы были большие. Мечтал заехать в Афганистан и золото найти. В Афган он не заехал. Его часовой случайно ранил из автомата, в кабине машины. Пуля была со смещённым центром, все внутренности одесситу перемолотила, до госпиталя в Душанбе не довезли. Умер. Часового особисты забрали. Абхазец Ферон Афган прошёл, но погиб в 1993-м на грузино-абхазской войне.
– Молодые мы были, безбашенные, это нас и спасало в некоторых случаях. Дед мой войну прошёл. Он потом часто говорил, что таких, как мы с ним, на войне не убивают. Видимо, потому что не думали мы тогда о страхе и о смерти,– вспоминает Сергей Григорьевич.– Когда приезжали из рейса на базу, просто радовались, что живыми добрались. Поэтому ребята позволяли себе лишнего.
Рядовой Марченко и в самоволочку в клуб мог сходить, и за кишмишовкой на соседнюю границу. У командира никогда не стоял вопрос, кто поедет в очередной рейс. У него под рукой был «всегда виноватый» Марченко.
Нет крестьян в поле – жди «подогрева»
В 80-м году относительно тихо было в Афганистане, до Ишкашима и Кундуза спокойно можно было проехать. На бензовозах в Союз не ходили, только на склад в Пули-Хумри (провинция Баглан). Зелёная зона ещё называется, там в основном рисовые поля находились. Обстрелы начались ближе к осени того же года, и дороги начали минировать. Расстояние от Кишима до Файзабада, примерно 60 километров, авторота преодолевала за двое суток. Перед бензовозами шли танки сопровождения, БТР (боевой транспортёр), БРДМ (боевая разведывательная дозорная машина) или БМП (боевая машина пехоты).
Местные жители днём улыбались советским солдатам, ночью открывали огонь по колонне «наливников». Спустя некоторое время военные научились вычислять, когда будет обстрел, а когда тихо можно проехать. Если на полях декхан (крестьян) не видно, жди «подогрева» – обстрела.
На один такой обстрел автоколонна налетела. Лишилась трёх единиц техники и ранеными двоих. В ущелье Сухое русло, его ещё называли «Кровавым руслом» (там разбили тылы алма-атинского полка), автоколонна тоже попадала под ночной обстрел. Пока собирали груз, который выпал из машин, над головами летали трассирующие пули.
За время службы Сергея Марченко в 1979–1981 гг. авторота потеряла два человека убитыми и троих ранеными.
Два солдата заменяют экскаватор
Отслужив, Сергей вернулся уже в Полевской. Пока он был в Афганистане, его родители переехали из Казахстана на Урал. Сергей баранку крутить не бросил, как сам говорит. Работал сначала в 10-й автобазе, потом в копровом цехе СТЗ. Вырастили с женой троих дочерей. А ближе к пенсии и вовсе занялся своим домашним хозяйством. Были у него и быки, и домашняя птица, и поросята. Такой уж он уродился, нигде не пропадёт.
Сегодня принимает активное участие в воспитании пацанов кадетского клуба и помогает комитету солдатских матерей. Накануне дня вывода войск из Афганистана вместе с Салихяном Сисанбаевым провели уборку на северском кладбище у стелы памяти и у обновлённого мемориала воинам-интернационалистам около ГЦД «Азов». Как сказал руководитель военно-патриотического клуба «Ратник» Наиль Фазылов: «Два солдата из Афгана заменяют два экскаватора и КамАЗ».
Беседовала Татьяна Чайковская
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.