Купите столик и будьте спокойны, но это не точно
Ещё осенью мы видели на северном кладбище таблички с надписью «бронь». Я спросила у смотрителя, как же быть с ними, если брони как таковой нет. Они столько лет стоят. В ответ два слова: «Пусть стоят». Вывод напрашивается сам.
Либо человек, оставивший бронь, ещё жив, дай Бог здоровья. Либо умер, а те, кто его хоронили, о брони не знали. Такие колышки по всему кладбищу стоят. Некоторые ржавеют от времени, но встречаются и свежие. Чем руководствуются люди, когда устанавливают их, если брони не существует – остаётся непонятным.
Многие копят себе на похороны и при жизни рассказывают, где хотят быть похоронены, а многие стараются не думать об этом вовсе. Тем не менее, чтобы быть вместе на земле и на небе, некоторые вещи знать стоит.
Наши читатели часто обращаются к нам с вопросами, связанными с кладбищами. Например, интересный случай о спорном расположении могил, где каждый родственник усопших в своё время получил соответствующее разрешение на захоронение. И даже так называемую бронь на второе захоронение рядом. А спустя четыре года после захоронения возникли вопросы о правомерности действий родственника при благоустройстве родной могилы, тесно соседствующей с другой. Этот случай породил ряд вопросов. Как забронировать место на кладбище? Как ведётся учёт мест? И даёт ли установка таблички «бронь» гарантию?
Дайте справку
В существующем законе чётко прописано, что размер участка для погребения предоставляется местным органом самоуправления бесплатно и таким образом, чтобы гарантировать на этом же участке земли погребение умершего супруга или близкого родственника. Следуя букве закона, приходит на ум только одно–место, по желанию представителя покойного, можно получить сразу на две могилы.
Всё бы хорошо, но смотритель северного кладбища утверждает, что брони как таковой не существует. Для того, чтобы место осталось за вами, нужно приобрести стол со скамейкой и поставить их на выделенной земле. Либо установить оградку на соответствующие метры. Справку о бронировании места на кладбище вам никто не даст–не положено. Возникает вопрос: если столик со скамьёй, купленные у представителей компании, предоставляющей услуги по захоронению, является некой гарантией, что место останется за вами, то будет ли таковой являться стол, купленный или сделанный самостоятельно?
По словам наших читателей, это далеко не так. Самостоятельная установка столика может считаться самовольным захватом земли.
По словам смотрителя кладбища, самовольный захват–это ещё не самое страшное. Были случаи, когда на равном промежутке между могилами устанавливали столик со скамейкой, и стоял он там лет …цать невостребованный. Поди и разберись, кому он принадлежит спустя годы. Инвентаризацию кладбища никто не проводит, а записей с учётом могил до 2004 года и не существовало вовсе.
Некоторые хитроумные граждане умудряются заранее выкопать столик, им не принадлежащий, и потом сообщить смотрителю о том, что хотят подхоронить умершего родственника. Однажды вы рискуете прийти навестить могилу усопшего, а там и присесть негде, и место занято. Кладбище большое, план-схемы нет, а смотритель один. Уследить за всем невозможно, да и не прописано это в должностной инструкции, опять же, по словам смотрителя.
Внелогистика кладбища
Минимальное расстояние между захоронениями должно быть 50 см по ширине и 1 м по длинной стороне. Металлические ограды могут устанавливаться только в пределах периметра участка таким образом, чтобы не был ограничен доступ к соседним погребениям. Нельзя выходить за пределы периметра не только в случаях ограждения, но и для установки скамеек, столиков и надгробных плит. Если их невозможно гармонично установить на участке, то стоит вовсе отказаться от них. Захоронить родственника рядом с уже существующей чужой могилой нельзя, если расстояние между ними меньше чем 1,8 м. Двойное семейное захоронение должно укладываться в параметры 2,5 на 3 м.
Но и эти параметры у нас на кладбищах не всегда соблюдаются. А поставленные оградки иногда не только рушат всю логистику подходов к могилам, но и вызывают у некоторых приступ бессонницы и крайнего беспокойства.
И ведь не мудрено. Порой вопреки всяким доводам рассудка у могилы ставится ограда таким способом, что она просто врезается в середину рядом расположенной. На что Центр социально-коммунальных услуг ПГО отвечает, что нарушений в таком случае нет. Остаётся развести руками.
Отсутствие инвентаризации и логистики, не до конца понятные условия брони, отсутствие учёта брони – всё это мы можем найти на одном кладбище нашего небольшого города. Как же столицы справляются с огромным количеством захоронений почивших граждан? Самый прибыльный бизнес тонет в бардаке. И ничего с этим не поделаешь, не положено потому что.
Разбиралась с бронированием Татьяна Чайковская
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.