К юбилею трубопрокатного цеха СТЗ. Надежда Власова: «Вот это да! Молодой, впечатляющий, красивый!»
Таким она увидела трубопрокатный цех СТЗ в телепередаче. И вот уже 40 лет работает сортировщицей на участке отделки труб
Про таких, как Надежда Власова, говорят – очень терпеливая и сильная. Всё потому, что она всегда помнила о том, что тучи рассеются, выглянет солнце, и даже самое тяжелое испытание останется в прошлом. И её стойкий характер всегда помогает преодолеть жизненные трудности. Ни одна женщина столько лет не работала на сортировке труб. А она всегда здесь, в ТПЦ‑1.
Характер закаляла в Сибири
В детстве и юности она с семьёй переезжала несколько раз. Родилась Надежда Власова в селе Родинка Ивановской области. Папа работал взрывником, а мама пекарем. По словам женщины, в посёлке были небольшие зарплаты. И отец Надежды Александровны принял решение в 1971 году перебраться с семьёй в Ханты-Мансийский округ, в посёлок городского типа под названием Мортка.
– Вокруг сибирская тайга. Природа необыкновенная. Кедры повсюду. Ягод и грибов не видела нигде столько. Из развлечений зимой – горка, а летом – купание в карьерах. Одна школа на рабочий посёлок. Ходили в неё как на праздник. С 5-го по 10-й класс я училась в Мортке. Я до сих пор с большой теплотой вспоминаю то время. Нечасто, но ездим в гости в Сибирь,– рассказывает она.
В магазин – ни ногой!
После окончания школы Надежда Власова поступала в педагогический институт, но не прошла по конкурсу. Пришлось выучиться на продавца промышленных товаров в ирбитском училище.
– Специальность мне особо не нравилась. Торговля – не по моему характеру. Не видела себя за прилавком. После окончания училища обязательным условием для незамужних было отработать по профессии два года. Я честно отработала это время,– говорит Надежда Александровна.
Рабочу мечты увидела в телевизоре
А однажды, вернувшись с работы домой, она включила телевизор. И увидела передачу, в которой показывали Северский трубный завод.
– Шёл 1976 год. Когда по телевизору показали, как строят трубопрокатный цех Северского трубного завода, я загорелась желанием поехать в Северский. Много молодёжи, впечатляющий масштаб стройки, красивый городок. В Ирбите ничего не держало. Почему бы не поехать в Полевской, – рассказывает Надежда.
Спустя 4 года, в 1980 году, она оказалась в Полевском. И первым делом пришла на СТЗ. Ей предложили работу в ТПЦ‑1, который она видела до этого только на экране.
Трубе кланяться приходится не раз
По словам Надежды Власовой, её сначала взяли оператором пульта управления. А в скором времени отправили на сортировку труб. Когда она пришла на завод, Любовь Серкова стала её наставницей. Она вспоминает, что страшно боялась по мостикам в цехе переходить. Всю смену работала молотком. На трубы наносила информацию о параметрах трубы. Отбивать клейма на трубы – тяжёлая и опасная работа. По пальцам молотком нечаянно ударила – и слёзы из глаз. Это сейчас работа у сортировщика облегчилась. Для этого есть специальные клеймовочные и маркировочные машины. Риск получить травму сведён к минимуму.
– Работали с напарницей раньше так: одна маркирует, другая клеймит. Потом менялись. У нас план был за 8-часовую смену 250, а то и 350 труб заклеймить. И всё делалось это вручную. Никаких тебе компьютеров. Ставишь клеймо так, чтобы расстояние нужное выдержать. Чтобы все цифры хорошо читались. А если не в том месте клеймо поставишь, то за это накажут материально. А сейчас всё намного проще благодаря современным машинам: набираешь информацию на компьютере, машины маркировочная и клеймовочная есть. Если честно, всегда больше маркировать нравилось. По пальцам-то не стукнешь. Многие к нам хотят попасть. Молотком клеймить не надо, единственное, на ногах всю смену. Вот были бы нынешние машины в то время, ох, какая красота была бы, – делится сортировщица.
По её словам, за смену они не только маркируют и клеймят трубу, но и проверяют её на внутренние и наружные дефекты.
– У меня такой характер – не могу схитрить, обмануть. Мы же трубы на качество смотрим. С фонариками в руках внутри и снаружи трубы проверяем. Обмануть контролёра и сказать, что посмотрела каждую,– я так не могу. Стараюсь нагнуться, каждой трубе «поклониться», чтобы ничего не упустить из виду, – говорит сортировщица.
Дали квартиру
Надежда быстро влилась в трудовой коллектив. Попутно была в школе № 13 шефом 7-го класса. Занималась спортом. А вскоре вышла замуж. Муж Виктор работал в училище мастером производственного обучения. Вскоре родились сын и дочь. Но недолго длилось семейное счастье Надежды – супруг очень рано из жизни ушёл. И детей ей поднимать пришлось одной.
– Я очень благодарна заводу за то, что он был для меня во все времена надёжной опорой. Я квартиру трёхкомнатную получила от предприятия. Дети – погодки, их растить, кормить надо было. А здесь и зарплата вовремя, и коллектив хороший. Поэтому мысли не было уйти с завода,–признаётся она.
Счастье 20 лет спустя
Двадцать лет назад она встретила человека, который подставил ей своё надёжное плечо.
– Муж во всём поддерживает. Мы двадцать лет уже вместе. Когда мы встретились, дети взрослые были, сына в армию забирали. И Игорь, конечно, все заботы о доме, обо мне взял на себя. Я почувствовала, что могу быть просто женщиной,– рассказывает Надежда.
Недавно они с мужем купили большой дом в южной части. В летнее время на её участке расцветает роскошный сад, усыпанный пионами, георгинами, лилиями. А ещё она выращивает помидоры, огурцы и даже виноград сорта «изабелла».
Мечты Надежды
Надежде Александровне в январе исполняется 63 года, 12 лет назад заработала пенсию. Но дома ей сидеть совсем не хочется. Привычный маршрут на завод, в родной трубопрокатный, который она много лет назад увидела по телевизору, она не собирается менять. Работать и дальше будет, пока здоровье позволяет.
Надежда Власова считает, что всё в её жизни сложилось правильно. Сегодня она мечтает о простом – чтобы дети создали семьи, появились внуки.
А всё остальное для счастья у неё есть.
Светлана Хисматуллина
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.