С чем Раскуиха встречает трехсотлетний юбилей
«Раскуй их!» Ссыльные мужики против жены башкира.
Откуда пошло название Раскуихи и почему ее 300-летие отмечается в этом году, рассказывает основатель деревенского музея Владимир Ушаков
Начнем с легенд. Существует три версии происхождения названия деревни. Первая гласит о том, что в округе повсюду были болота и лошади при переходе через них просто увязали копытами в трясине. А когда вытаскивали ноги, то попросту расковывались, то бишь оставались без подков. Во второй же легенде говорится о том, что через наши места гнали каторжников в Сибирь. Мужики были в цепях, а когда прибывали на место ссылки, то конвоиры кричали: «Раскуй их!» Очень долго именно эти две версии были самыми распространенными. Но Владимир Ушаков подверг их сомнению.
В сторону лошадей и каторжников
Он подошел к изучению истории логически. Провел очень много времени в архивах. Пытался найти документы, подтверждающие или опровергающие эти истории. Первым делом он пошел к кузнецам. Рассказал им версию про лошадей и подковы. Кузнецы, усмехаясь в бороды, ответили, что нужно гнать с работы таких мастеров, у которых лошади от грязи теряют подковы. Если учесть, что триста лет назад все дороги в России были такими, может, подковы и терялись иногда, но не в таком количестве, чтобы по месту деревню называть. Версия вторая, про каторжников, также не соответствует действительности. Сибирь была, каторжники были, но дорога проходила стороной и не пересекалась с местами, где ранее была и сейчас расположена деревенька Раскуиха. Так откуда же такое название?
Роскуй – первое имя в записях
Работа в архивах принесла свои плоды. Владимир Витальевич нашел документ, который давал более правдивое представление об основании деревни. В восемнадцатом веке поселения принято было называть по имени или фамилии первого поселенца. И вот такая запись нашлась. Оказывается, пришел в деревню один мужичишка. Явился со стороны Башкирии. А в деревне все свои наперечет. Чужого видно сразу. Поскольку внешности он был башкирской, а в те времена набеги на наши территории совершались постоянно, то мужичка схватили и отправили в Арамильскую слободу к дознавателю. Вдруг шпион? А там он поведал, что шел повидаться с друзьями своего отца. Расспросить, что да как. Знал он, что отец его по имени Роскуй ушел жить и работать в наши земли, а он ему сыном приходится. А коли нет его в живых, то на кладбище могилке поклониться. Было в районе Раскуихи и старое башкирское кладбище. Таким образом, имя Роскуй – это первое упоминание о людях, что жили в той деревушке. Других записей нет. Интересен тот факт, что до 1866 года деревня называлась Роскуиха – писалась через букву «о».
Также можно привязать к этой версии, что жен часто называли по мужу. Зырянова – Зыряниха, Толмачева – Толмачиха. Так, может, и жену башкира звали так же – Роскуиха. А еще считалось в то время, что «акать» – дурной тон среди простого люда. Отсюда говорок такой. Исторически так складывается, что последняя версия больше подходит под времена, когда на Урале образовались поселения.
«Июня в 6 день 1721 года»
Есть еще версия, по которой Татищев издал указ о создании поселения на правом берегу реки Чусовой в конце 1720 года. Поэтому долгое время датой основания деревни считался именно этот год. Но опять же информация в архивах говорит о том, что Татищев прибыл на Урал в ночь с 29 на 30 декабря 1720 года и просто физически не успел бы издать такой указ. Более глубокая работа с документами дала результат. Владимиром Ушаковым была обнаружена запись о том, что такой указ «за закрепою Господ артиллерии капитана Василия Никитича Татищева да берг мейстера Ивана Ивановича Блиэра отдан июня в 6 день 1721 года», и на берегу Чусовой было заложено три поселения: Косой Брод, Раскуиха и Курганово. Они были созданы как форпосты и служили для обороны от набегов башкир.
Музею быть
Владимир Ушаков заслушивался историями о деревне еще в 80-х годах прошлого века. Именно легенды, рассказы людей, тишина и прелесть этой маленькой деревушки привлекли его. Он начал работать в архивах, а уже эта кропотливая работа породила идею создать в деревне музей. Уж больно место колоритное и напитано историей. Тем паче что тут проживали известнейшие люди страны, приезжали отдыхать и охотиться первые лица Союза.
Информацию, которую Владимир Витальевич собрал в архивах, фотографии и вещи, которые передали для музея жители Раскуихи, он захотел объединить в одном месте. Идея создания музея пришла к нему 11 лет назад, и с тех пор он работает над этим. Приобрел помещение, потихонечку восстановил дом, участок в 20 соток, который вместит все экспонаты. Все это делает он один, по личной инициативе. А историю Раскуихи изложил в книге. Он считает, что такую интереснейшую историю должны знать все, а не только пыльные полки архивов. Мы живем в интересном краю. Давайте ценить свою историю и гордиться ею.
Татьяна Чайковская
В деревне сохранился домик, где жили егеря. Именно в этот маленький домик на два окошка приезжали на отдых маршал Георгий Жуков и режиссер Владимир Краснопольский. Сегодня этот дом отремонтирован, насколько это возможно, но полному восстановлению не подлежит. Кстати, он не значится как объект культурного наследия в реестре объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории Полевского городского округа.
На одной улочке два соседних дома, где жили писатель Семен Самсонов и фотограф Иван Тюфяков. Сейчас эти дома украшают памятные таблички, которые были установлены к 70-летию Победы на собственные средства Владимира Ушакова. Родственники фотографа Тюфякова отдали Владимиру Ушакову для создания музея два чемодана пленок, негативов и фотографий. Это просто клад. Судя по его объему, есть ощущение, что последние два года жизни фотограф жил за стенкой у Бажова, потому что сфотографирован каждый шаг сказителя. А писатель Самсонов был секретарем Бажова и фотокорреспондентом
«Раскуиха, Раскуиха, 49 домиков. А остались одни вдовы хоронить покойников» – такую частушку сочинили жители после войны. На фронт из деревни ушли 32 человека, а вернулись только четверо
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.