Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Чёрно-белая весна Победы


Нет рекламных блоков.

О чем рассказывают фотографии на улицах Полевского.

Оказывается, и черно-белые снимки могут стать ярким пятном на общем фоне. Фотографии времен Великой Отечественной войны, появившиеся на улицах города к юбилею Победы, довольно гармонично вписались в пестрый парад природы. Тематические плакаты – очередной исторический художественный проект Северского трубного завода, проект, как всегда, со смыслом. Предприятие старается обновить Полевской к каждому большому празднику, значимому событию. Идею размещения тематических «открыток» поддержал и глава ПГО Константин Поспелов. Сейчас на каждом шагу напоминание о черно-белом военном времени, о земляках, кто защищали Родину на передовой, в 15 лет вставали к мартеновским печам, падали от усталости у станка, опухали от голода, умудрялись растить детей и отдавать фронту последнюю копейку. Каждая фотография – иллюстрация подвига Полевского.

Евгений Баженов, дизайнер Управления по связям с общественностью и органами власти ОП-П ПАО «ТМК»: – Работая с фотографиями военного времени, поначалу у меня возникла идея их расцветить – сейчас это общий тренд, но качество большинства снимков оказалось для этого неподходящим. Пришлось сохранить на плакатах черно-белые варианты. Но, на мой взгляд, получилось даже лучше, чем планировал. Знаю, что именно черно-белые фотографии в ощущении многих людей резонируют с темой Великой Отечественной войны, героического прошлого, говорят о достоверности снятого. Тем более что треть кадров (об эвакуации заводов в Полевской и о работе северских металлургов) взяты из архива музейного комплекса «Северская домна» военного времени, т. е. на фотографиях – наши земляки, полевчане.

«Рабочая правда» вновь предлагает вместе пройти по городу Победным маршрутом, посмотреть, что скрыто за черно-белыми фактами старых фотографий, – будет о чем поразмышлять, что рассказать детям и внукам.

Перекресток улиц Вершинина – Ленина

Для обороны страны северские металлурги давали рекордные выпуски стали и проката
С 1940 по 1944 год мощность завода по выплавке стали выросла вдвое, по производству проката – в пять раз.

В феврале 1942 года срочно введен в эксплуатацию сортопрокатный цех. Стан запустили с одной нагревательной печью вместо двух, без крыши над загрузочным пролетом (ее сооружали уже при включенном стане).

В 1943 году заработали две новые мартеновские печи емкостью 70 тонн каждая. Это был военный заказ руководства страны.
Оборудования не хватало. За несколько дней северские металлурги восстановили найденную в шихте старую завалочную машину и ввели ее в строй.
Сталевар С. Мухаметдинов за один месяц 1944 года выдал семь скоростных плавок стали.
Фамилия сталевара Х. Иркибаева почти каждый месяц стояла в приказах директора завода о поощрении за перевыполнение государственного плана.

Вспоминают мартеновцы (из книги «Дни и ночи у мартеновских печей», 2011 год, Полевской)

Юрий Смирнов, старший мастер участка мартеновских печей: – Работали тогда (1943 г. — прим. авт.), сменяясь через каждые 12 часов, без выходных. Постоянных подручных в бригадах не было. Например, первый подручный сталевара сначала обслуживал две, а в 1944 году – четыре печи.
Зинаида Зенкова, машинист крана: – Тяжело было работать в мартене в военное время. Шихта шла негабаритная, в основном побитая военная техника, иногда попадались снаряды. Как сейчас помню, один снаряд был целый, я сама его обнаружила и позвала начальника цеха. Сколько бед бы натворил этот снаряд, попади он в печь!

ФАКТ
1943 г. Талоны за отличную работу:
• дополнительный – 1 суп,
• стахановский – первое и второе,
• холодный – 100 г хлеба и 50 г сала.

Площадь Ленина

Северский металлургический завод наладил выпуск стали специального назначения
С 1941 года завод осваивал изготовление специальных сталей для оборонной промышленности – пружинной стали, автоматной дисковой стали марок 1085, Г-18, прокат углеродистой стали марки 5-18, освоил выплавку феррохрома и ферромарганца.
В 1942 году началось производство оцинкованного листа, из которого делали в т. ч. ящики для патронов и корпуса противотанковых гранат. Этими гранатами защитники Севастополя и Сталинграда взрывали фашистские танки.
Из северского металла изготавливались: корпуса противотанковых гранат, «лимонок», диски для автоматов, биметаллическая лента для патронных гильз, полосы для пружин буферов железнодорожных вагонов, профильная заготовка для танковой промышленности, бронещитки пушек и пулеметов, лист для штамповки касок.
«Тесные печурки» (чугунные печки) для землянок, о которых поется в песне, отливались в литейном цехе Северского металлургического завода руками женщин-литейщиц.

Улица Розы Люксембург

Без полевских фторсолей в стране в годы войны не взлетел бы ни один самолет
Полевской криолитовый завод был единственным в стране предприятием, обеспечивавшим фтористыми солями (криолитом) алюминиевую промышленность.
Военное задание по выпуску продукции увеличилось с 400 тонн до 1200 тонн в месяц.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 28 работников завода награждены орденами и медалями за успешное выполнение заданий правительства по увеличению выпуска алюминия в годы войны.

Улица Коммунистическая

В Полевской район в первые месяцы войны эвакуировано оборудование Новомосковского жестекатального завода (Днепропетровская обл.) с рабочими, служащими и членами их семей (больше 1000 чел.), 4-е строительное Управление треста «Донбастяжстрой» (г. Ворошиловград) с техникой, стройматериалами, строителями и членами их семей (ок. 2000 человек), 2 батальона трудовой армии из Томской обл. (ок. 1600 чел.).
Не обошлось без накладок. Руководство Новомосковского завода (директор В. Липухин, секретарь парткома А. Журов, главный инженер С. Цейтлин) в первую очередь эвакуировало себя и членов своих семей, не оставив никаких распоряжений. Завод и его эвакуация фактически остались без управления. Сбежавших исключили из партии в августе 1941 г., дальнейшая их судьба неизвестна. Эвакуацию завода обеспечило руководство Украины.
Начиная с середины августа эшелоны формировались и уходили на Урал без перерывов и задержек. В двадцатых числах сентября из Новомосковска, практически из-под носа у немцев, ушёл последний состав. Бои шли уже на ближних подступах, на окраинах города.
Прибывшие в Полевской и Северский одновременно налаживали производство и строили жильё. В короткое время были построены не только дома-общежития, но и клуб, школа, баня, детский сад.

Вспоминает очевидец

Я. Бабушкин, электромонтёр мартеновского цеха: «Когда началась война, я работал в Новомосковске. Объявили мобилизацию, оборудование завода срочно подготовили к эвакуации на Урал. Наш состав часто попадал под бомбёжки, мы переживали – оборудование надо сохранить. Всё-таки привезли его целым, правда, добирались больше недели».

Перекресток улиц Коммунистической – СовхознойВ 1941–1945 гг. на Северском металлургическом заводе произошла масштабная реконструкция производства. В сжатые сроки при дефиците ресурса появились оцинковальное отделение листопрокатного цеха № 1, две мартеновские печи (№ 3 и 4), сортопрокатный (новосутуночный) цех, листопрокатный цех № 3, кислородная станция, 5 газогенераторов, шихтовый двор, копровый участок.
12 часов длилась рабочая смена на Северском металлургическом заводе.
В шахты Гумёшевского рудника в годы войны пришли женщины. Норму они выполняли наравне с мужчинами.
К началу 1944 года коллектив Северского металлургического завода был наполовину женским. Женщины управляли сутуночным станом, водили паровозы, краны, работали в мартеновском цехе.
Работа в мартеновском цехе в годы войны была наполовину ручной.
Герой Социалистического Труда Юрий Смирнов стал подручным сталевара в 15 лет, сталеваром – в 16.
Увеличивать производительность и экономить средства помогали рационализаторы: работники листопрокатного цеха № 1 сконструировали топку для сжигания отходов угля, обеспечив этим топливом свои нагревательные печи, а зам. главного энергетика М. Бреус сконструировал командоаппарат для нажимного устройства прокатных клетей, аналог которого раньше покупали за границей.
Из-за тотального дефицита известь, щебень, песок, глину, лес добывали сами металлурги недалеко от завода. Гвозди делали из обрезков листового металла в механической мастерской.
На Северском металлургическом заводе не был сорван ни один заказ с фронта.
Премии во время войны выдавались натурой – продуктами, отрезами ткани, одеждой, обувью, предметами быта. Например, сталевар А. Писцов за скоростные выплавки получил поросёнка, сталевар С. Мухаметдинов – телёнка.

В 1942 году северские металлурги 3 раза получили благодарность за труд и премии от наркомов чёрной металлургии (И. Тевосяна) и танковой промышленности (В. Малышева).
В июне 1943 года листопрокатный цех Северского металлургического завода занял второе место во Всесоюзном соревновании прокатчиков.
Медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», учреждённой Президиумом Верховного Совета СССР, удостоились более 5 тыс. полевчан.
В 1945 г. руководители и несколько рабочих Северского металлургического завода были награждены орденами «Знак почёта» и медалями «За трудовую доблесть». Орден Красной Звезды получили директор завода В. Ревебцов и начальник листопрокатного цеха № 3 А. Назаренко.

 

Вспоминают очевидцы
З. Зенкова, краномашинист: «Люди опухали от недоедания. Меня один раз даже на работе не узнали, только по голосу определили. Ели мы и лебеду, и крапиву. Уставали сильно и дома почти не бывали. Отработаешь смену – идёшь на покос или уборку урожая».
Я. Ярославцев, старший мастер участка разливочного пролёта: «Самым тяжёлым временем была первая половина 1943 года – пришлось работать за троих. Смену отработаешь, а домой идти сил никаких нет. Но не помню, чтобы хоть кто-то сказал, что жить так невозможно. «Всё для фронта. Всё для победы!» – это были не слова. Это был смысл жизни. Поэтому и выстояли».

Стадион «Труд»На формирование и оснащение Уральского добровольческого танкового корпуса трудящиеся Полевского района пожертвовали 201 325 руб., более 315 тыс. руб. внесли жители Северского посёлка, работники Северского металлургического завода.

Коллектив криолитового завода внёс в Фонд обороны 1 млн 246 тыс. руб., в том числе на строительство авиазвена штурмовиков «Криолитовец» – 325 510 руб., за что получил благодарственную телеграмму от председателя Государственного комитета обороны И. Сталина.

 

На оборону в годы Великой Отечественной войны работали предприятия местной промышленности. На фронт из Полевского отправляли тары под снаряды и мины, одноконные и пароконные повозки, кастрюли, умывальники, солдатские котелки.

Пимокатный цех выделывал в сутки 100 пар валенок.

В пошивочной мастерской шили нательное бельё, ремонтировали шинели, полушубки, телогрейки, шапки-ушанки.
Жительницы сёл и деревень, работницы предприятий Полевского района вязали носки и варежки для фронтовиков, собирали тёплые вещи для госпиталей.
Работницы криолитового завода в 1942 году отправили на фронт более 5 тыс. вещей, в том числе 111 полушубков, 366 пар валенок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться новостью в соцсети
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.