Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

На севере – загорали, на юге – замерзали

Полевские археологи завершили летний экспедиционный сезон

В этом году из-за пандемии не было организованных летних археологических лагерей, ребята – и школьники и студенты – в качестве волонтеров посещали раскопки в разных уголках нашей страны. Получилось, что в этом году география раскопок получилась гораздо шире. Одни были – в ХМАО, другие – в Башкирии, третьи – на Карасьеозерском торфянике под Екатеринбургом, а еще провели учебно – экспериментальную экспедицию  на берегу Чусовой и съездили к археологам из УрФУ, на раскопки на Шайтанское озеро в районе Невьянска. Привезли из экспедиций не только впечатления и новые знания, но и получили огромный задел для научных исследований. Денис Корляков напишет про бронзовый кельт из ХМАО, Настя Косова про средневековые бусины из Башкирии, Рамиль Абдуллаев – про наконечники стрел.

В царстве нефти

В Ханты-Мансийском автономном округе юные археологи работали по приглашению Уральского института истории и археологии УрОАН.

Нефтяная компания планирует здесь проложить нефтепровод, а так как в районе находится археологически памятник эпохи неолита нужно было произвести охранные раскопки, — рассказывает один из руководителей Полевского археологического отряда Александр Непомнящий.

60 человек с разных регионов страны доставляли в лагерь строго по пропускам и на специальном транспорте, другой по песку просто не пройдет. Может быть, для вас станет открытием, но в ХМАО песчаная почва и по фотографиям больше похоже на то, что ребята отдыхают в Крыму. Но с Черноморским побережьем это место объединяло только одно: неимоверная жара. В тени 38 градусов.

— Приходилось вставать и в 6 утра и двигаться на раскоп, работать там до 12, в одежде, иначе мы бы сгорели. Каждый перерыв ходили к озеру, которое было недалеко от нас, в одежде падали в воду и лежали несколько минут. Потом мокрые шли дальше работать, — вспоминает Александр Викторович.

150 пеньков и 45 часов работы в неделю

За месяц команда из 25 человек вскрыла и раскопала 500 кв. метров земли глубиной от 1 до 1,5 метра, при этом вся площадь была разделена на ровные квадраты и вскрывалась в шахматном порядке. И это вам не яму выкопать. Основной инструмент археолога – лопата, которым аккуратно снимают тонкие слои земли. А уж если попался пенек – пиши пропало.

На нашем пути было 150 пеньков, просто выкорчевывать их нельзя, потому что в корнях могут быть артефакты, которые нужно специальным оборудованием зафиксировать именно в том месте, где они располагаются. Все корни с помощью совочка и кисти очищаются и только потом пенек можно убирать, встречались такие, что и 10 мужикам было сложно унести его за пределы раскопа, — говорит Александр Викторович.

Чтобы раскопать неолитическое жилище пришлось работать тщательно и напряженно. В свою очередь земля тоже не скупилась на открытия: шлифованные тесла и наконечники стрел, охра, кельт, каменные бусины с просверленным отверстием, фрагменты керамики и развалы сосудов.

Вечером, как правило, ребята проводят у костра, ведут беседы и поют песни, которые порой придумывают или переделывают сами. Среди участников раскопок в ХМАО были даже студенты консерватории, они пели песни, раскладывая их на два-три голоса. Старые песни из кинофильмов 30 – 50х годов прошлого века, переносили ребят по ту сторону экрана.

Выноска: тахеометр, геодезический инструмент для измерения расстояний, горизонтальных и вертикальных углов, ускоряет в 10 раз фиксацию находок на раскопе.

Тахеометр — геодезический инструмент для измерения расстояний, горизонтальных и вертикальных углов, ускоряет в 10 раз фиксацию раскопа и находок

Квадрокоптером делают фотофиксацию раскопа с высоты

Под неолитом обнаружили палеолит

В Башкирию на раскопки археологического памятника Кусимово-6 ребята ездят не первый раз. В этом году трое смелых добирались сюда на мотоциклах: после 600 км и 12 часов в пути современные «кочевники» не могли ни сидеть, ни стоять.

По дороге с нами очень интересная история, — рассказывает Дима Медведев. – Пока мы ехали до Челябинской области, нас несколько раз обгоняла одна и та же девушка на мотоцикле, непонятно откуда она каждый раз бралась и куда потом пропала. Мы прозвали ее ангелом.

Ребята, по опыту прошлого года, ожидали, что здесь будет теплая погода. Оказалось, что надо было брать пуховики. Этот сезон в Башкирии выдался не на шутку холодным. Но зато ознаменовалось крупным открытием: возможно Кусимово-6 один из самых древних памятников палеолита на территории Урала.

Во всех современных учебниках по истории Урала палеолитические памятники насчитывают 300 тысяч лет, а этому предположительно 500. Я сам был скептиком того, что палеолит может располагаться сразу под курганом, который мы раскапывали. Считается, что палеолит залегает в более глубоких слоях. Например, в Забайкалье мы находили следы этого периода на глубине 10-12 метров. А тут на глубине 1 – 1,5 метра мы обнаружили каменные рубила, чопперы, чоппинги эпохи палеолита, — рассказывает Александр Непомнящий.

Тайна кургана

Интерес подогревал не только обнаруженный памятник палеолита, но и сам курган, который экспедиция вскрывает уже второй год подряд (между прочим, и тут исследователям повезло: курган, один из не многих, вероятно не тронут черными копателями). Представьте масштабы кургана, если только на процесс расконсервации раскопа ушло 5 дней. И ученые надеялись, что в этом году они все-таки откроют тайну: кто и как захоронен в этой могиле. Основная версия – вождь сарматского племени. Но археологов поджидал сюрприз за сюрпризом, точнее слой за слоем.

— Было очень много находок из яшмы, сам нашел большое количество отщепов, сколов, чешуек, нуклеусов, отбойников, очень был удивлен, когда находили браслеты, ножички. Копаешь вокруг, находок — море. Но логичнее всего, что еще больше находок внутри, и они гораздо интереснее. И ты гадаешь и предвосхищаешь, что там находится. Мы начали счищать первый слой, перетаскивать глыбы камней. Под ним оказался еще один каменный слой. Снова пришлось зачищать. И нам так и не удалось дойти до самой могилы — объясняет Арсений Огурцов. Кроме самих раскопок, уфимские археологи организовали полевой лекторий для школьников по археологии, этнографии, этнологии, истории, полеопочвоведению, минералогии и ряд мастер-классов по изготовлению каменных орудий, археологическому рисунку, полевой реставрации. Полевчане в свою очередь показали на практике технологии древних металлургов, выплавив из бронзы наконечники стрел, ножи, культовые предметы.

Теперь целый год ребятам придется жить с мыслью, что скрывает курган. И на следующий год, если захоронение не принесет еще какие-нибудь сюрпризы, юные археологи узнают эту тайну.

Здесь очень комфортно и легко работать, признаются участники экспедиции, потому что атмосфера доброжелательная со всех сторон. Даже власти относятся к раскопкам очень внимательно: район памятника обнесен красивым кованным забором, а во время раскопок сюда приезжал глава местного района и представитель президента Башкирии.

Чоппер – одно из древнейших орудий труда эпохи палеолита, представлял собой заостренную гальку или валун размером до 7,5–10 см.

Чоппинг – ядрищное орудие с поперечным краем, оббитым с двух сторон

Рубило, ручной топор – макролитическое орудие труда первобытного человека. Рубило было универсальным орудием и могло применяться в самых разных случаях, заменяя нож, топор, кирку.

Яшма – плотная скрытокристаллическая горная порода, сложенная в основном кварцем, халцедоном и пигментированными примесями других минералов. Из-за мягкости камень очень хорошо подходит для обработки. В Башкирии он в таком же количестве, как и у нас щебень. Поэтому полевчане запаслись им, чтобы в следующем году в экспериментальном лагере устроить площадку каменного века, где попробуют изготовить орудия древних людей.

Сарматы – древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племен, с IV века до н. э. по первые века н. э. населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря (территория современных Украины, России и Казахстана).

У юных археологов появился дневник

Единственный полевой выход, который в этом году удалось организовать руководителям отряда – учебно — экспериментальная экспедиция «Чусов». Здесь традиционно ребята постигают азы археологии путем экспериментов: делают глиняные сосуды, плавят металл, изготавливают орудия труда, учатся разбивать раскоп, основам выживания и т.д.

Досуг в этом году был на выпускнице объединения, студентке педколледжа Ане Чернятевой, которая проходила в экспедиции педпрактику. Она вела с ребятами воспитательную и организационную работу. Помогала Вике Хрушковой на новой площадке, посвященной журналистике. Итогом работы станет своеобразный дневник о жизни лагеря.

Ребятам объясняла, как строить и писать тексты, как избежать ошибок. Думали о чем будем писать, чаще всего темы касались растений, лагерной жизни, впечатлений о проведенном дне. Учились на практике брать интервью, как общаться с людьми. Отдельно занятие было по обложке будущего дневника, мы думали какой она должна быть, рисовали ее. Сейчас я все обрабатываю на компьютере, чтобы выдать готовый продукт — рассказывает Вика Хрушкова, она учится в 11 классе 18-й школы и состоит в российском движении школьников на медийном направлении, работает в школьном пресс-центре.

Для нее это лето стало переломным в осознании себя: Вика впервые оказалась на такой длительный период в лесу, в экстремальных условиях. Абсолютно городская девчонка, она даже и представить не могла, что все эти трудности на фоне атмосферной полевой жизни незаметны.

Здесь никого не интересует внешний вид, главное работа и атмосфера. Все настолько простые люди, с ними сама меняешься и становишься проще. Сейчас мне непривычно в городе, опять в лес хочется, — смеется Вика.

В экспедициях обязанности распределены между членами коллектива. Никто со стороны не придет и не приготовит, не помоет посуду, не разведет костер. Ребята все делают сами: трудовое воспитание, однако.

Поколению старших ребят – Диме, Валере, Косте, Захару, Ивану – очень рано пришлось повзрослеть. У нас обычно девятиклассники считаются средней группой, а они уже в восьмом классе стали старшими. Такая сильная команда сложилась, что все удивляются и говорят: «Какая мощь». Порой приезжаешь в другую экспедицию, студенты не знают, как пилу и топор в руках держать, а наши все могут, — говорит Оксана Непомнящая.

Полевской археологический отряд объявляет набор школьников с 5-го по 10-й класс. В программе: изучение древней истории, участие в археологических раскопках, походы по родному краю, исследовательская и проектная деятельность, участие в научных конференциях от муниципального до российского уровня. Занятия будут проходить в ЦРТ им. Н.Е. Бобровой и дворовом клубе «Уралец». Запись в объединение — в ЦРТ им. Н.Е. Бобровой в рабочее время.

Телефоны для справок: 8-932-129-06-11, 8-904-38-27-114.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться новостью в соцсети
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.